ПРАВО.ru
Актуальные темы
15 октября 2009, 18:15

Леонид Волков: "Наши пользователи сдают отчетность в контролирующие органы через Интернет и не беспокоятся об установке обновлений"

<b>Представляем<br>СКБ Контур</b><br>Интервью с зам. генерального директора Леонидом Волковым
Компания "СКБ Контур"

Компания из Екатеринбурга "СКБ Контур" одной из первых начала разрабатывать технологии для автоматизации бухучета и управления предприятиями всех типов, компьютерные системы, позволяющие сдавать отчетные документы в контролирующие органы через Интернет.  Благодаря этому бухгалтеры и другие специалисты могут направлять отчетность в различные госучреждения, не покидая своего рабочего места. Отпала необходимость выстаивать изнуряющие очереди. Решена и проблема правильности заполнения отчетных форм. Ведь раньше о том, что есть ошибки в заполнении можно было узнать в лучшем случае лишь в момент приема отчетности непосредственно в контролирующем органе. В худшем — после сдачи, причем за некоторые ошибки можно было схлопотать и штраф. Но главной изюминкой систем "СКБ Контур", которая отличает их от продукта конкурентов, является механизм работы по принципу "тонкого клиента". Что это за принцип, в чем еще преимущества компании, как она работает, рассказал "Право.Ru" заместитель генерального директора компании "СКБ Контур" Леонид Волков.

- Леонид Михайлович, компания "СКБ Контур" на рынке уже более 20 лет. С чего все начиналось? 

- Вообще в нашем развитии я бы выделил три этапа. Первый, начальный — с 1988 по 2000 год. Тогда "СКБ Контур" заявил о себе как об успешном разработчике программного обеспечения. Но именно тогда мы начали формировать компетенции, готовить наработки для дальнейшего развития. Компания разрабатывала бухгалтерское программное обеспечение, привлекая ведущих экспертов в сфере учета и отчетности. В результате в 2000 году "СКБ Контур" запустил проект "Налоговая отчетность через Интернет", из которого впоследствии выросла система "Контур-Экстерн".

- Наверное, бухгалтерам 80-х годов прошлого века было трудно поверить, что такое возможно — заполнять и сдавать отчетность, не выходя из кабинета?

- Да, тогда практически не было надежных каналов связи, и никто особо не верил в "виртуальную" отчетность. Но мы хотели предоставить пользователям понятную, качественную и недорогую автоматизированную услугу, позволяющую сэкономить время на составлении и сдаче отчетности. И что немаловажно: заполняя отчетные формы, избежать ошибок. Мы были уверены, что это не может не сработать.

- Это было начало. А что дальше? 

- Второй этап развития характеризовался бурным ростом компании, активным продвижением в регионы. Мы начинали с небольшой клиентской базы в Екатеринбурге и с первых программ для автоматизации расчета зарплаты. К концу 2006 года во всех субъектах РФ у нас уже были партнеры и клиенты, а на федеральный рынок вышли программные продукты компании для большого количества бизнес-процессов современного предприятия. На мой взгляд, этот этап тоже позади. С 2007 года началась новейшая история компании "СКБ Контур". На этом этапе мы осуществляем массированные инвестиции в новые проекты, которые, как мы надеемся, начнут приносить компании прибыль уже в 2010 — 2011 годах. Речь идет о специализированном справочно-правовом веб-сервисе для бухгалтеров "Контур-Норматив" и сервисе подготовки отчетности по персонифицированному учету "Контур Отчет-ПФ", которые уже выпущены в свет. А также о перспективных проектах нашей компании, таких, например, как система универсального электронного документооборота "Контур-Диадок" по принципу "каждый-с-каждым". Она будет выпущена в начале следующего года.

- При таких темпах вы, вероятно, не уступаете в развитии западным разработчикам систем электронной отчетности? 

- Все российские разработчики движутся вслед за европейскими коллегами с отставанием, может быть, на 3-5 лет. Когда в 1999 году в Евросоюзе стали активно прорабатывать вопрос об электронной подписи и электронном документообороте, то было ясно, что это перспективное направление придет и к нам. Точно так же мы сейчас видим, что в Европе почти не осталось "локальных" бухгалтерских программ и совсем не осталось "локальных" справочно-правовых систем — все переселяются в web. Поэтому мы связываем будущее нашей компании не только с рынком электронной отчетности, но и с широкой линейкой веб-сервисов для малого и среднего бизнеса, физических лиц и т.д.

- Леонид Михайлович, невозможно не спросить про справочно-правовой веб-сервис "Контур-Норматив". Ведь создав его, вы вступили на ту территорию рынка, которая уже занята известными производителями справочно-правовых систем…

- На рынке справочно-правовых систем мы делаем первые шаги. У нас пока около 1000 клиентов, которые не окупили и половины средств, вложенных в создание сервиса. Я не говорю уже о затратах на сопровождение и развитие сервиса.

- И сколько стоил "входной билет" на рынок СПС?

- Немало — 25 миллионов рублей только на создание первой версии "Контур-Норматив".

- Кого вы считаете своими основными конкурентами на рынке электронной отчетности?

- Сейчас этим бизнесом занимаются около 15 компаний-разработчиков. И хотя на рынке электронной отчетности, кажется, уже нет места — по каналам связи в налоговую инспекцию отчитывается уже более 55% всех юрлиц РФ — мы с удивлением отмечаем, что время от времени на рынке появляются новые игроки. Иногда они даже добиваются определенных успехов в одном-двух регионах. Но тройка федеральных лидеров остается неизменной, пожалуй, с 2005 года.

- Понятно, что речь, прежде всего, идет о вашей компании. А кто другие две?

- По количеству абонентов ближе всех к нам приблизился "Тензор", по полноте функциональности программного продукта — "Такском".

- Между вами не возникают трения? 

- В целом, за годы взаимного присутствия на рынке, мы научились цивилизованно относиться друг к другу. С "Такскомом" мы даже реализуем некоторые совместные проекты, например, по разработке единого приемного комплекса электронной отчетности для Росстата. Что, естественно, не исключает конкурентной борьбы между нами за клиентов.

Но наш главный конкурент — мы сами, и это не фигура речи. Ведь нередко труднее справиться с внутренними проблемами, чем с вызовами извне. Например, с неготовностью что-либо кардинально менять, если этого требует ситуация. Скажем, у компании было 50 партнеров, а за несколько лет эта цифра возросла до 500. Или стремительный рост клиентской базы — с 20 до 500 тысяч. Это ведь ломка привычной, устоявшейся годами технологии работы с партнерами, клиентами. Скажу больше, это постоянный стресс. Но если компания успешно через это проходит, постоянно поднимает от достигнутого планку стандартов качества продукта и обслуживания, то она успешна на рынке.

- Леонид Михайлович, обычно пользователям электронных систем приходится периодически обновлять программное обеспечение. Как с этим обстоят дела у ваших клиентов?

- Главная отличительная особенность системы "Контур-Экстерн", которую с 2000 года никто не сумел повторить, это механизм работы по принципу "тонкого клиента". Все, что может меняться — формы отчетности, описания форматов, контрольных соотношений, справочники — находится на нашем сервере, а на компьютере клиента находится лишь никогда не изменяемое программное обеспечение для защищенной работы с документами. Это означает, что система всегда находится в актуальном состоянии и никогда не требует от пользователя установки тех или иных обновлений. Сейчас, когда мы проводим глубокий рестайлинг системы "Контурн-Экстерн, мы продвигаемся достаточно осторожно, чтобы обновленный продукт не потерял своей уникальности. И все новые продукты, которые мы уже выпустили (СПС "Контур-Норматив") или планируем выпустить на рынок, будут выполнены в той же архитектурной парадигме.

- С появлением новых продуктов у пользователей могут возникать вопросы к их технической поддержке. 

- Мы долго работали над построением системы технической поддержки, и в настоящее время она представляет собой мощную инфраструктуру, охватывающую все субъекты Российской Федерации. Нам можно позвонить в любое время суток и день недели по вопросам, связанным с работой в системе электронного документооборота. Ежедневно в компании обрабатываются многие тысячи обращений клиентов-налогоплательщиков.

- И как ваша служба поддержки справляется с ними?

- Она у нас не одна, а состоит из нескольких эшелонов. Например, всегда лицом к абонентам развернут наш федеральный колл-центр. В нем есть "первая линия", где отвечают на типовые вопросы. "Вторая линия" — профильные специалисты по отдельным направлениям (от бухгалтерского учета до настройки модемов). Есть "экспертный отдел", куда попадают вопросы, которые не удается решить по телефону. Отдел взаимодействует с разработчиками или может переадресовать вопрос в службу поддержки серверов, а также в службу поддержки контролирующих органов, которая решает проблемные ситуации на участке прохождения документов от серверной площадки до информационных систем налоговой инспекции, пенсионного фонда, статистического управления. Есть еще отдельная служба поддержки партнеров.И вся эта система автоматизирована, основана на большой базе знаний, которую развивает методологический отдел.

- Если у вас так много клиентов, следовательно, у вас много и партнеров по всей России? 

- Мы начали строить партнерскую сеть в 1992 году. Тогда это были дилеры по традиционному учетному программному обеспечению. В Челябинске и Перми уже были филиалы. А к 2003 году партнерская сеть выросла десятикратно. Сегодня на большой осенний семинар съезжаются порядка 300 — 400 человек. Столько насчитывается представителей наших фирм-партнеров во всех без исключения регионах России.

- Здесь есть и оборотная сторона медали: большая партнерская сеть — большие расходы…

- Как я уже говорил, система "Контур-Экстерн" и другие наши новые продукты являются web-приложением, то есть не требуют обновления программного обеспечения на рабочем месте пользователя. Техническую поддержку можно осуществлять и по телефону, а личный контакт с пользователем происходит только раз в год — при смене криптографических ключей. Поэтому один специалист партнерской сети может обслуживать большое количество клиентов. И в целом, партнерская сеть обходится для нас относительно недорого. Мы даже дотируем некоторых партнеров. Например, в Чукотском автономном округе, в республике Алтай и Чеченской республике. Для нас это важно, потому что филиалы некоторых клиентов, например, страховых компаний, охватывают все регионы России без исключения. А их условием сотрудничества с нами является присутствие "СКБ Контур" во всех субъектах РФ.

- Легко ли стать партнером "СКБ Контур", и на каких условиях?  

- Мы предъявляем очень высокие требования к опыту, компетенциям, качеству работы потенциональных партнеров, наличию у них какой-то стартовой клиентской базы. По агентскому договору компания отчисляет партнеру примерно 35-40% от объема продаж (конечно же, в зависимости от самого объема). При этом компания-партнер обязана работать по нашим ценам, под нашей торговой маркой, соблюдать множество других условий. Несмотря на это, поток желающих стать нашими партнерами не ослабевает.

- По "нашим ценам" — это сколько?

- Есть целый ряд производителей, которые в погоне за абонентской базой выставляют заведомо демпинговые цены. На самом деле, если внимательно посмотреть на структуру затрат, то становится понятным, что качественная система электронной отчетности не может стоить дешевле 4-5 тысяч рублей в год. Если только это не разовая или краткосрочная рекламная акция.

- Леонид Михайлович, если не секрет, в каких регионах ваши системы распространены наиболее широко?

- Примерно 35% всех поступлений дает Москва. В столице у нас свой филиал. Далее идут Свердловская, Челябинская, Волгоградская области, Башкортостан, Кемеровская область, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермский край, Ханты-Мансийский округ. Есть менее крупные регионы, где мы уверенно лидируем на рынке: Калининградская, Липецкая, Амурская области. В Санкт-Петербурге, где в силу конкурентной ситуации бизнес складывался менее успешно, мы недавно открыли филиал, и надеемся переломить ситуацию. Естественно, мы постоянно мониторим ключевые показатели работы партнерской сети, много времени и сил уделяем анализу обращений клиентов с жалобами и предложениями.

- Сказался ли на финансовом состоянии вашей компании кризис, сократилась ли клиентская база?

- Анализируя работу компании и ее партнеров, мы опираемся на несколько ключевых показателей. Самым важным из них является так называемый "процент продлений", который показывает, какая доля наших клиентов продлевает договор абонентского обслуживания на следующий год. В течение многих лет процент продлений у нас держался в среднем по стране примерно на уровне 85%. То есть, каждый седьмой клиент отказывался от перезаключения договора. Более чем в 90% случаев, это было связано с тем, что предприятие прекращало свою деятельность. Цифры совпадают с данными Росстата, по которым среднее "время жизни" юридического лица в РФ без реорганизации составляет семь лет. Но абонентская база, тем не менее, росла, так как вместо прекративших деятельность фирм к нам подключалось множество новых. В 2009 году процент продлений упал с 85% до 75%. И вот эти 10% полностью объясняются влиянием кризиса. Многие фирмы банкротятся или отказываются от перезаключения договора ввиду отсутствия "лишних" денег, часть клиентов переходит к конкурентам, которые работают по демпинговым ценам. Одновременно резко замедлился приток новых клиентов: сейчас он лишь компенсирует отток. В результате число абонентов системы "Контур-Экстерн" начиная с марта стабилизировалось на отметке примерно в 850-900 тысяч. В последнее время мы начали активно расширять абонентскую базу за счет покупок — как конкурентов, так и собственных партнеров.

- Леонид Михайлович, ваша компания сотрудничает с ФНС, Пенсионным фондом, Росстатом, Фондом соцстрахования и другими госструктурами. Какие формы приобретает это сотрудничество, оказывается ли компании какая-либо государственная поддержка? 

- Компания не получала от государства ни копейки на свои разработки. Сотрудничество с федеральными контролирующими и исполнительными органами лежит, в первую очередь, в методологической и технологической сферах. Скажем, нас постоянно приглашают для обсуждения путей и проблем развития инфраструктуры электронного документооборота и оказания государственных услуг в этой сфере. И мы охотно идем навстречу. Нельзя забывать, что государственные органы выступают организаторами и регуляторами тех рынков, на которых мы оказываем свои услуги. И, естественно, мы внимательно прислушиваемся к их требованиям и рекомендациям.

- Предусматривает ли "Контур-Экстерн" интеграцию с внешними бухгалтерскими программами, в которых специалисты составляют отчетность, но не могут отправить ее по Интернету?

- Система "Контур-Экстерн" наделена открытым интерфейсом для интеграции с любыми внешними программами. Это значит, что любой разработчик бухгалтерской программы может встроить в свою программу кнопку "Отправить отчет через "Контур-Экстерн". И после формирования в бухгалтерской программе отчета, он будет отправлен в налоговую инспекцию, пенсионный фонд или территориальный орган Росстата. Это очень удобно, поэтому практически все разработчики бухгалтерских программ такую функциональность реализовали и поддерживают. Все наши новые продукты, в частности, систему универсального электронного документооборота между любыми хозяйствующими субъектами "Контур-ДиаДок" мы уже изначально делаем открытыми для интеграции.

- Леонид Михайлович, когда речь заходит о сдаче отчетности через Интернет, сразу возникает вопрос гарантии безопасности и конфиденциальности информации. Как вы пытаетесь решать его?

- В системе "Контур-Экстерн" все вопросы по защите персональных данных решены в полном объеме. В частности, впервые в России нами была аттестована во ФСТЭК серверная площадка для массовой защищенной обработки персональных данных. Проблема в другом. На операторов возложена большая ответственность по защите информации вообще и персональных данных в частности. Нам приходится идти на значительные затраты (и волей-неволей, увеличивать абонентскую плату) – и все ради чего? Ради того, чтобы данные, тщательно оберегаемые в ходе пересылки, в конечном счете, попали в госучреждение, а оттуда в виде левой базы данных — на рынок?! Это свидетельствует о том, что закон о защите персональных данных пока не работает в полной мере.

Беседовал Александр Пилипчук