В конце сентября 2004 года следователь Виноградов возбудил уголовное дело в отношении начальника дистанции пути Горький-Московский ОАО «Горьковская железная дорога». Основание — подозрения в совершении преступления по части 3 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенная с использованием служебного положения или в крупном размере).
Как сообщили в Генпрокуратуре, в ходе допроса подозреваемого Виноградов предложил сотруднику железнодорожной компании воспользоваться услугами Нижегородской коллегии адвокатов №3, в частности, юриста Касаткина. После заключения договора с подзащитным, адвокат, состоящий в сговоре со следователем, потребовал с подозреваемого три тысячи долларов США за прекращение дела и 500 долларов США за посредничество. Кроме того и Касаткину, и Виноградову было известно о невиновности обвиняемого.
Сотрудник правоохранительных органов и адвокат угрожали подозреваемому отстранением от занимаемой должности и возможностью ареста. В связи с этим потерпевший обратился в УФСБ. В октябре того же года при участии сотрудников управления был установлен факт передачи взятки адвокату Касаткину. Преступники были задержаны.
По решению Нижегородского областного суда адвоката и следователя приговорили к пяти годам лишения свободы. Кроме того, Касаткина обязали выплатить 6,5 тысячи рублей в счет возмещения материального вреда и 20 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда потерпевшему. Виноградов также обязан выплатить пострадавшему компенсацию морального ущерба в размере 10 тысяч рублей. Верховный суд РФ оставил в силе приговор областного суда Нижнего Новгорода.
Между тем
По аналогичному эпизоду в июле текущего года было начато судебное производство в Приморском крае. Возбуждено уголовное дело в отношении адвоката и следователя Управления Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков, обоим предъявлены обвинения в мошенничестве.
По данным правоохранительных органов, адвокат Приморской адвокатской палаты Сергей Макеев и его сообщник следователь по особо важным делам МРО УФСКН РФ по Приморскому краю Вадим Колесник вымогали 400 тысяч рублей у жительницы Уссурийска за закрытие несуществующего уголовного дела по сбыту наркотиков. Обвиняемые были задержаны при получении взятки.
Им инкриминируются нарушения по части 2 и 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Адвокату и следователю грозит 10 лет лишения свободы, а также конфискация имущества.
Мнения
Александр Кошкин, юрист правозащитного движения «Сопротивление»:
"Из практики обращений потерпевших в правозащитное движение „Сопротивление“ известны случаи, когда адвокаты вступали в сговор со следователями и „сливали“ своих клиентов в обмен на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество. Возникают ситуации, когда адвокаты запугивают родственников подозреваемых! Говорят: „Светит вашему такой-то срок, что и говорить, вслух сказать страшно, нужны новые средства для задабривания злого следователя и судьи“. В большинстве своем такие запугивания, мягко говоря, являются преувеличениями, чтобы вытянуть больше денег из клиента.
У многих людей сформировалось мнение, что хороший адвокат — это хороший „почтальон“. Почему „почтальон“? Потому, что носит конверты с „вознаграждением“ от подозреваемого к следователю и к судье. Бытует мнение, что, адвокат — „почтальон“, один из наиболее действенных способов выиграть дело в суде. В такой ситуации все принципы законности и состязательности в судебном процессе превращаются в фарс, ведь результат известен заранее. Конечно, нельзя говорить о нечистоплотности в адвокатском сообществе без учета коррупционности всей судебно-правовой системы в России. Однако, не говорить о нелицеприятных фактах в среде защитников, значит просто закрывать глаза".
Евгений Семеняко, член Президиума Член Президиума Координационного Совета Российского Союза Юристов:
"Проблема коррупции не решается шельмованием отдельной профессиональной группы юристов. Мне кажется, на проблему нужно смотреть шире, в том числе и с точки зрения кадрового наполнения судейского корпуса. Что касается утверждений, будто адвокатура засорена людьми, не отвечающими ее высокому статусу, должен сказать: адвокатура эффективнее, чем любое другое сообщество, избавляется от недостойных коллег. Число адвокатов, лишившихся статуса за последние годы, исчисляется сотнями".
РИА Новости, Интерфакс, «Справедливость» , «КП» , Российская газета