ПРАВО.ru
Актуальные темы
29 сентября 2008, 18:05

ФАС борется с монополией на рынке нефти

ФАС борется с монополией на рынке нефти
Великой нацией нас делает не наше богатство,
а то, как мы его используем.
Теодор Рузвельт
Лето 2008 года запомнилось не только войной в Южной Осетии, но и скачками цен на авиатопливо. Напомним, что в середине августа несколько рейсов компании «Красэйр» не смогли выполнить перевозку пассажиров. Люди, ставшие заложниками ситуации,  находились в аэропортах по несколько суток, причина – долги компании перед поставщиками авиатоплива. Обстоятельство возмутило премьер-министра РФ Владимира Путина, который дал четкие указания ФАС – проверить законность установленных цен для авиаперевозчиков. Под подозрение надзорного органа попала пятерка ведущих нефтяных компаний страны:   ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО "НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз».
Справка:

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Ей переданы полномочия бывшего Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в части исполнения функций федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и за соблюдением законодательства о рекламе

По сообщениям ФАС, компании «Газпром нефть» и «ТНК ВР» поставляли продукцию сторонним покупателям  и дочерним сообществам по разным ценам.  Стоимость сырья для дочерних фирм была ниже рыночной.  Самоуправство грозит корпорациям  штрафом в размере от 2 -15 %  от выручки за 2007 год за продажу нефтепродуктов, по которым выявлены нарушения.  Кроме того, ведомство предъявило претензии не  в пределах регионов, как это было раньше, а исходя из расчета общероссийского оборота.   В свою очередь представительства корпораций заявляют о строгом соблюдении антимонопольного законодательства и не считают предъявленные обвинения ФАС обоснованными.  В ожидании решения ведомства находятся еще три корпорации:  ОАО "НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «ЛУКОЙЛ». По сообщениям ФАС, результаты проверки в отношении остальных компаний будут объявлены в октябре текущего года.

Между тем

Тревожные сведения об укреплении монополий на рынке нефтепродуктов стали поступать еще в июне текущего года. Тогда в Татарстане состоялось заседание, на котором Виктор Орлов — председатель комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, заявил о бедственном положении малых и средних компаний, специализирующихся на добыче нефти.

Проблемы у представителей малого и среднего бизнеса в нефтяном секторе возникают из-за слияний и поглощений наиболее успешных фирм рыночными гигантами. Это происходит из-за того, что небольшие предприятия специализируются на добыче в мелких и мельчайших месторождениях, для которых  характерны высокие риски, а также высокая себестоимость разработки.

Эти факторы не учитываются нормативно-правовой базой, в связи с чем, у малых и средних компаний нет иного выбора, кроме ухода под крыло крупных корпораций. На том же заседании Орлов предупреждал, что монополизация горного бизнеса в России достигла угрожающих масштабов и во многом определяет рост инфляции в стране.

О своих опасениях сенатор сообщил в июне, а в августе ситуация достигла пика. Цены на авиатопливо стали ощутимо бить по карманам потребителей. Когда поставщик поднимает цены на сырье, авиаперевозчики увеличивают стоимость билетов, в результате  обычный  человек не может позволить себе поездку на другой конец  страны по той причине, что она оказывается ему не по карману.

Мнение

Олег Смирнов, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР:
 
«За последние полгода произошло как минимум два крупных скачка цен на топливо: в ноябре прошлого года и в мае нынешнего. В ноябре, если использовать медицинские термины, произошел криз цен на авиатопливо – рост на 30%, а в мае было объявлено повышение еще на 12%. На макроуровне самые тяжелые последствия таких процессов лягут на плечи населения – пассажиров.

Сейчас для жителей Дальнего Востока и Сибири воздушный транспорт настолько недоступен, настолько дороги авиабилеты по отношению к заработной плате, что уже выросло целое поколение людей, которые ни разу в своей жизни не были в столице своей Родины. Купить билеты для всей семьи и полететь в Москву для них нереально. И таких людей большинство – 95%. А это уже вопрос национальной безопасности, потому что воздушный транспорт обеспечивает связь нашей страны, ее крепость и единство. И эта изоляция собственных граждан в своих регионах ни к чему хорошему не приведет. Низкая доступность воздушного транспорта для населения (кстати, самая низкая доступность в мире!) играет на руку "обезлюживанию", вымиранию сибирского и дальневосточного пространства России. Там и так уже, как говорят моряки, ситуация ниже ватерлинии. Пространство продолжает "обезлюживаться", а ведь все основные стратегические запасы сырья находятся именно в Сибири и на Дальнем Востоке».

Ситуация все больше похожа на фарс, при таком количестве нефтяных ресурсов, экономика страны должна позитивно влиять на уровень жизни граждан. Однако факт на лицо – инфляция достигает максимума, а цены на бензин в России остаются одними из самых дорогих в мире.   

Коммерсантъ, РИА Новости , Росбалт , РБК , АиФ

Медиа

"Нефтяной вопрос". Нарушение федерального закона о конкуренции