ПРАВО.ru
Актуальные темы
29 сентября 2008, 17:55

Академики против государства

Академики против государства
Иванов Владимир Викторович

В пятницу Генеральная прокуратура России объявила результаты августовской проверки деятельности Российской академии наук (РАН). По ее итогам правоохранители пришли к выводу, что ученые нарушают законодательства об охране интеллектуальной собственности и о пользовании государственным имуществом.

Обвинение

Среди выявленных нарушений в деятельности РАН, основное внимание Генпрокуратура уделяет ошибкам в заявках на оформление объектов интеллектуальной собственности, поданных в Роспатент. Пресс-служба Генпрокуратуры утверждает, что институты Академии наук при подаче заявок на выдачу патентов не указывали, что эти объекты получены за счет бюджетных средств. После чего выделить результаты исследований, проведенных за государственный счет, стало невозможно. А, следовательно, возникли затруднения и с определением объектов интеллектуальной собственности, на которые государство имеет исключительные права.

В результате этих нарушений, Российская Федерация не получила исключительных прав ни на один объект интеллектуальной собственности от сотни финансируемых из бюджета НИИ. Некоторые институты даже не направляли государственным органам - заказчикам исследований уведомлений о полученных объектах интеллектуальной собственности. По мнению правоохранителей, данные действия академиков нанесли государству большой экономический ущерб. РФ лишилась права безвозмездного использования ряда результатов исследований научно-технической деятельности, и, следовательно, не окупились бюджетные деньги, вложенные в исследования.

Кроме этого правоохранители установили, что в РАН плохо ведется учет результатов деятельности. Так, например, права на некоторые результаты, которые были получены за счет бюджетных денег, оформлялись на физических лиц либо передавались без юридического оформления третьим лицам. Правда, ни в прокуратуре, ни в РАН не уточнили, о каких именно исследованиях идет речь.

Отдельным блоком, среди нарушений выявленных в РАН, стоят земельные проблемы.

«В настоящее время в Академии насчитывается более 200 незавершенных объектов строительства, застройка части которых приостановлена с начала 90-х годов. При этом сведения о некоторых снесенных объектах недвижимости и вновь построенных зданиях в реестре федерального имущества отсутствуют, что может привести к его отчуждению или обременению правами третьих лиц без согласия специально уполномоченного государственного органа», — отмечает прокуратура.

В заявлении Генпрокуратуры говорится, что «некоторые подведомственные РАН организации» нарушали действующее законодательство, сдавая коммерческим структурам земли и объекты недвижимости. Чем, опасаются прокуроры, могут воспользоваться преступники, переведя эти строения в свою собственность или просто став владельцами части помещений.

Впрочем, в самой Генпрокуратуре не считают перечисленные нарушения тяжкими. Во всяком случае, к ответственности никого привлекать не будут.

«По итогам проверки президенту Российской академии наук внесены представления с требованиями устранить выявленные нарушения, — сообщили в Генпрокуратуре. — А в октябре запланировано проведение совещания совета директоров учреждений академии, на котором предполагается рассмотреть вопрос о мерах по закреплению прав на результаты научно-технической деятельности при выполнении работ по государственным контрактам».

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлен контроль за устранением нарушений законодательства в Российской Академии Наук.

Защита

В РАН к выводам Генпрокуратуры отнеслись спокойно, пообещав все исправить. Руководство академии уверяет, что нарушения, которые выявила в работе РАН Генпрокуратура, «носят чисто технический характер».

«На совете директоров мы попросим, чтобы директора обратили внимание в своих институтах на вопрос с правами, — заявил заместитель главного ученого секретаря президиума РАН Владимир Иванов. — По сути, просто везде, и у нас тоже, должен быть порядок».

Список прокурорских претензий не стал новостью для руководства РАН, однако Владимир Иванов отметил, что в сообщение Генпрокуратуры вкралась неточность: «те деньги, которые выделяет государство, можно тратить только на фундаментальные исследования». Как объяснили в РАН, исследования могут быть фундаментальными — глобальными, когда изучаются основные закономерности мира, и научно-техническими, когда результатам первых исследований ищется применение на практике. А в ходе фундаментальных исследований, уверяет Иванов, «в принципе невозможно получить результат, который бы находился в исключительном ведении Российской Федерации». По мнению академика, государство может предъявлять претензии лишь по поводу использования денег, которые институты РАН получают по грантам или по хозяйственным договорам, заключаемых в рамках федеральных целевых программ.

Зато претензии к учету результатов научно-технической деятельности в РАН признали вполне закономерными. «У нас есть готовая система учета результатов, она уже прошла тестирование и внедряется», — рассказал Владимир Иванов. Он не исключил, что в отделениях РАН могли быть проблемы с использованием этой системы.

В целом, зам главного ученого секретаря академии не придает особого значения, выявленным Генпрокуратурой нарушениям в деятельности РАН.

«Прокуратура, насколько мне известно, проверяла не только нас, но и другие организации, — заявил Иванов. — Академия наук выглядит не лучше и не хуже, чем все остальные, — те же самые проблемы есть практически везде». Но, подчеркнул он, РАН готова устранять лишь те недоработки и прислушиваться лишь к тем замечаниям, «которые есть реально».

Версии и комментарии

Косвенно природу подобного антигосударственного поведения академиков объяснил директор Института теплофизики экстремальных состояний РАН Владимир Фортов. По его словам, в научной среде бытует мнение, что передача прав на результаты исследования государству «обычно приводит к тому, что ничего не внедряется в производство», — объяснил Фролов «Газете.Ru».

В то же время, вполне вероятно, что повышенный интерес Генпрокуратуры к РАН связан со значительным увеличением расходов федерального бюджета на науку. Напомним, Владимир Путин обещал довести финансирование научной деятельности до 600 миллиардов рублей к 2008-2010 годам. В текущем году, по его словам, объем расходов бюджета на науку составит около 125 миллиардов рублей, а общая сумма — с учетом внебюджетных источников — порядка 200 миллиардов рублей.

В этой связи ряды РАН пополнили люди со спорными научными достижениями, а сама Российская академия наук, по мнению аналитиков, начала стремительно терять престиж. Так, прошедшие в мае выборы новых членов РАН, показали, что все больше российских политиков и чиновников вдруг открыли в себе недюжинный научный потенциал.

В частности, в этом году членами РАН стали председатель Счетной палаты Сергей Степашин, полярник и депутат Госдумы Артур Чилингаров, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев избраны в Российскую академию наук, и даже Герхард Шредер. Степашин занял вакансию члена-корреспондента отделения общественных наук. Чилингаров стал членом-корреспондентом РАН по отделению наук о Земле, Ишаев занял вакансию академика отделения общественных наук для Дальневосточного отделения.

В то же время не набрали нужного числа голосов «гайдаровец» Владимир Мау, президент ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, замминистра экономического развития Андрей Белоусов, а также директор «Курчатовского института» Михаил Ковальчук, брат Юрия Ковальчука, считающегося другом Путина.

Не будем обвинять нынешних и потенциальных академиков в стяжательстве, но все же следует отметить, что интерес государственных лиц к науке совпал ростом зарплаты членов РАН за последних 2,5 года почти в 3,5 раза.

Очевидно, мода на академическую корочку среди истеблишмента имеет вполне определенную материальную подоплеку. Масштабные финансовые вливания, разветвленная сеть недвижимости и земельного фонда вкупе с обилием разнообразных льгот включает науку в ряд ведущих государственных проектов: таких, как «Олимпиада-2014» и «нанотехнологии». И предупреждение со стороны Генпрокуратуры в таком контексте можно воспринимать как первый шаг к переделу сфер влияния в РАН. Помнится, перед началом строительства олимпийских объектов в Сочи интерес региональных властей к своей доле в этом проекте также был усмирен несколькими исками по поводу недвижимости в курортной столице России…