Федеральная служба судебных приставов (ФССП) РФ по Москве осваивает новые технологии. Начиная с 2009 года неплательщики будут информироваться о своих долгах с помощью СМС, а уже сегодня приставы используют сайты «Одноклассники.ру» и «Вконтакте.ру» для сбора информации о должниках.
Это известие подтвердил на пресс-конференции глава управления ФССП по Москве Фердауис Юсупов: «Действительно, управление службы судебных приставов по Москве использует социальные сети… Единственное, мне бы хотелось отметить, что мы занимаемся сбором информации об их имуществе, а также оповещаем должников о задолженностях», — подчеркнул он.
По вопросу извещения должников с помощью СМС-сообщений Юсупов сообщил, что управление ФССП по Москве планирует начать переговоры с владельцами сотовых компаний в ближайшие полгода. СМС активизируют обмен информации с различными структурами — от банков до ГИБДД. В то же время, своей большой базы должников у ФССП не будет, обещают в ведомстве, так же как не будет и черного списка физических лиц на сайте службы, хотя такой список организаций существует.
Идею опубликования на стендах на улицах города фотографий должников Юсупов также назвал некорректной. По поводу предложения судебных приставов Санкт-Петербурга о призыве должников на военные сборы и наложении взыскания на их зарплату, глава ведомства отметил, что «в этом есть разумность, но такую меру нужно оценить с правовой точки зрения».
Предполагается, что приставам в их работе может пригодиться и информация о счетах владельцев мобильных телефонов.
«Если на телефонном счете будут иметься деньги, это может служить дополнительным доказательством наличия у неплательщика злостного умысла. В этом случае, если его задолженность будет превышать 250 тысяч рублей, мы будем иметь возможность возбуждать уголовные дела по статье 177», — сказал Юсупов.
Напомним, недавно замдиректора ФССП Артур Парфенчиков заявил, что они намерены опробовать опыт зарубежных коллег, которые накладывают арест не только на имущество, но и на имущественные права, что согласуется со статьей 75 закона «Об исполнительном производстве». Судебные приставы смогут отключать людей, признанных судом должниками, от сотовой связи, Интернета и кабельного телевидения. Впрочем, такие методы будут применяться к тем должникам, на которых не действуют обычные способы. Кроме этого, сотрудники ФССП собираются применять санкции так, чтобы не нарушать права провайдеров и операторов сотовой связи.
Помимо нововведений, связанных с техникой, Юсупов планирует подготовить и соглашение со службой занятости о трудоустройстве безработных должников. В первую очередь это будет рассчитано на алиментщиков: в московской службе судебных приставов сейчас находится более 40 тысяч исполнительных производств по взысканию алиментов.
Из последних новшеств наиболее эффектные результаты приносит ограничение должников в праве на выезд за рубеж. Так, за январь-сентябрь 2008 года из Москвы выехать за границу не смогли 5 тысяч 448 должников, что на 4 тысячи 977 больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Кроме того, в ближайшее время должники смогут получать информацию о своих задолженностях в автоматизированном режиме по телефону в ФССП. А в настоящее время, по словам Юсупова, уже ведется работа над созданием кодекса об исполнительном производстве, которая может быть завершена в течение ближайших двух-трех лет.
История вопроса
Первого февраля вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми значительно расширяются полномочия судебных приставов. С этого дня они вправе уведомить должника по последнему известному ему адресу, а также использовать не только традиционные способы извещения, но и телеграмму, телефонограмму, а также использовать электронную и иные виды связи и доставки.
Помимо этого, судебные приставы получили право вскрывать квартиры должников по кредитам и алиментам, даже когда хозяев нет дома. Для того чтобы описать имущество, нужно только предписание суда о взыскании долгов, двое свидетелей и письменное распоряжение главы местного подразделения службы судебных приставов. Не понадобится даже участковый. На все описанное имущество накладывается арест, и хозяин не может его ни продать, ни подарить. Напомним, раньше судебные исполнители не имели права взломать дверь, и им приходилось часами караулить должников у подъезда вместе с участковым милиционером.
Надо заметить, что это нововведение не противоречит статье 25 Конституции РФ, прописывающей неприкосновенность жилища. В ней содержится оговорка, что если на то имеется основание решения суда, то проникновение в жилище без ведома владельца возможно.
Более того, теперь приставы получили возможность принудительно регистрировать недвижимость неплательщиков, чтобы продать ее и погасить долги. Чтобы убедиться, что недвижимость принадлежит именно этому владельцу, приставы проверят документы на землю, разрешение на пользование электричеством во время строительства и т.д. Если в них значится фамилия должника, недвижимость принудительно зарегистрируют на него, а затем, если он не рассчитается по долгам, продадут.
Также с первого февраля руководители структурных подразделений и главный судебный пристав получили возможность самостоятельно отменить необоснованные постановления приставов-исполнителей, запросить информацию у банка о доходах должника, сделать невыездными неплательщиков алиментов, а также тех, кто имеет долги по коммунальным услугам и не оплатил штраф в ГАИ.
Надо заметить, что судебные приставы не первыми придумали использовать социальные сети для поиска должников. Уже больше года этим успешно занимаются независимые коллекторы. Ведь с точки зрения реальных имен и реального общения сайты типа "Одноклассники.ру", "Вконтакте.ру" или "Мойкруг.ру" являются идеальным ресурсом. Причем схемы воздействия на неплательщиков они изобретают исключительно интересные. Для начала сотрудник коллекторской фирмы регистрируется на сайте, где заводит знакомство с клиентом, обычно представляясь девушкой. Удостоверившись в ходе переписки, что это тот самый человек, которого разыскивают кредиторы, сотрудник добивается номера его действующего мобильного телефона или договаривается о встрече. Пришедшего на свидание клиента вместо симпатичной девушки обычно встречают двое крепких мужчин в костюмах, которые наглядно демонстрируют должнику бесперспективность его попыток сбежать от расплаты.
В конце первого десятилетия нового века, после расцвета в России на моду жизни в кредит, большую популярность обрели и частные коллекторские агентства, которые весьма успешно занимаются побочными последствиями такой жизни. В последние годы даже крупнейшие банки все чаще продают свои долги коллекторам, которые занимаются их возвратом значительно эффективные, чем государственные судебные приставы.
Однако, иногда бывает сложно отличить профессиональных коллекторов от обычных бандитов, которые избивают должников, угрожают им оружием, требуют брать кредиты для выплаты задолженной суммы и даже переписать свое имущество. Из-за того, что в России до сих пор нет закона «О коллекторской деятельности» сейчас сложно определить грань между тем, на что имеют право взыскатели долгов, а на что нет.
Впрочем, обычно настоящие коллекторы ограничиваются поздними звонками и психологическим воздействием. «Если договориться не получается, - рассказывает замдиректора коллекторской компании Андрей Сорокин, - встречаемся с должником лично. В случае отрицательного результата начинается судебное разбирательство, и долг взимают уже судебные приставы. Бывают и психологические методы, так, одно региональное агентство рассылало должникам конверты с черепами, но мы такие методы не приветствуем», - цитирует слова Сорокина портал Банкир.ру.
Интересно, что сегодня на российский рынок приходит все больше зарубежных коллекторских фирм. А недавно в Москве начало работу представительство одного из наиболее крупных агентств Европы - Lindorff. Активно работает французская компания, специализирующаяся на корпоративном коллекторстве, - «Кофас».
Но даже приход еще ряда зарубежных коллекторских фирм и открытие нескольких местных навряд ли в ближайшее время столкнет интересы частных предпринимателей с государственными судебными приставами. По оценкам одних только банкиров, в России сейчас более 70 миллионов граждан имеют официальные долги перед различными организациями. И еще до объявленного сегодня финансового кризиса это статистика росла в фантастическом темпе.