В рамках общественных слушаний "Российская журналистика XXI века: формула доверия" председатель Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов встречался представителями средств массовой информации, чтобы поделиться своими мыслями о реформе судебной системы, бремени негативного имиджа судов общей юрисдикции, создании административных судов, путях развития судейского сообщества и Совета судей, а также о взаимодействии между судебной системой и обществом. "Право.Ru"вело онлайн-репортаж с этой встречи.
15.05
С небольшим опозданием встреча начинается. На ней, кроме самого Антона Иванова, присутствуют начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ВАС РФ Анна Ковалева, секретарь Союза журналистов Леонид Никитинский, а также журналисты, специализирующиеся на правовой тематике.
15.10
"Сейчас в прессе много суждений о том, что нам делать с нашей судебной системой, — начал беседу Иванов, — Это непростые вопросы, но мне бы хотелось, чтобы эта дискуссия находилась в рамках реалий". Поэтому, пояснил глава ВАС, он и пришел на эту встречу.
"Проблема для нас в том, что наша система несет бремя негативного имиджа судов общей юрисдикции. Поэтому мы и думаем, что могли бы сделать, чтобы улучшить отношение общества к судам в целом", — добавил он.
15.20
На вопрос о подготовке совместных с Верховным Судом постановлений пленумов Антон Иванов ответил так: "Нас подталкивают к принятию совместных постановлений пленумов — работа сдвинулась только после того, как президент несколько раз обратил внимание на важность таких документов.
Сейчас мы обсуждаем совместное постановление о подведомственности, а также есть идея о подготовке совместного постановления по обязательственному праву. Мы готовы их сами разрабатывать целиком, главное — была бы добрая воля с нами их обсуждать и согласовывать. Почти все совместные постановления и были подготовлены нашими сотрудниками, но мы готовы получить проекты совместных постановлений и от Верховного Суда".
Иванов пояснил, зачем необходимо постановление о подведомственности: "У нас есть ряд пересекающихся полномочий, которые пересекаются — в основном, в сфере административного права. Также есть вопросы разных толкований отдельных норм, которые высшие суды по-разному используют".
15.35
О третейских судах глава ВАС сказал буквально следующее: "Третейские суды могли бы рассматривать и большее количество споров, при условии, что из этой деятельности будут исключены „имитационные“ суды, зависимые. Я за то, чтобы сократить количество третейских судов и расширить круг дел, которые они могут рассматривать".
В связи с поправками в ГК процессуальное законодательство серьезно изменится, считает Иванов. "Одна только владельческая защита чего стоит", — привел он пример. "Главное, что окажет вияние на процессуальное законодательство — это развитие апелляции в судах общей юрисдикции", — поделился своим мнением Иванов.
15.40
"Не есть ли шизофрения — отдельные суды в нашей стране", — спросил секретарь СЖ России Никитинский у Иванова. "Нет ни одной страны, которая бы имела такое количество населения и территории, в которой бы существовала универсальная единая судебная система", — ответил на это Иванов. "Там, где есть разные суды, подковерная борьба неизбежна, — продолжил он. — В этом минус. А плюс, конечно, в специализации". Он также отметил, что единый высший суд в нашей стране он бы рассматривал как огромного динозавра с огромным телом и маленькой головой. "В таком варианте будет очень трудно обеспечивать единство судебной практики и четко формулировать правовые позиции", — заметил Иванов. Но, по его словам, даже сейчас мировой судья очень слабо ориентируется на позиции Верховного Суда, поэтому он "спокойно выносит решение, как считает нужным".
16.00
"Мы поддерживаем практику досудебного урегулирования по всем вопросам, которые возникают в деятельности налоговых органов", — сказал Иванов, комментируя журналистам предложение Минфина перевести на упрощенную процедуру рассмотрение всех налоговых споров.
"Безусловно, упрощенные процедуры ряд гарантий для спорящих сторон снижают, — признал Иванов и добавил, — но мы должны понимать, что мы их вводим не от хорошей жизни, а в связи с огромной нагрузкой". При этом, по словам Иванова, сейчас в арбитражной системе очень мало остается судей с большим стажем работы. "Судьи голосуют ногами", — прокомментировал ситуацию глава ВАС.
Он также напомнил, что право на судебную защиту не является абсолютным ни в одной стране мира.
16.10
Иванов рассказал и о своей позиции касательно административного судопроизводства. "Когда я был назначен, ко мне пришел Радченко и предложил поддержать идею создания административных судов. В том варианте эту модель я не мог поддержать, тем более, что она предполагала изъятие дел и из нашей судебной системы". К тому же, по словам Иванова, проект оказался довольно затратным. Саму идею создания административных судов Иванов назвал разумной, но при условии существования высшего административного суда, окружных судов и судов на местах. Однако, пояснил Иванов, в тех странах, где административные суды существуют, существует и большая проблема с подведомственностью. К тому же, подав иск в административный суд, легко заморозить рассмотрение практически любого дела в арбитражном суде.
"Можно было и написать отдельный административный кодекс, но я бы ограничился главами в ГПК", — добавил Иванов и отметил еще одну проблему, которая возникнет при создании административных судов — поиск судей.
16.10
На взгляд Иванова, нынешние мировые судьи не являются таковыми в классическом понимании. "Идея мировых судей была выхолощена, — заметил он и добавил, — Это та инстанция, где выборность вполне уместна. Вот тогда это будут настоящие мировые судьи — люди, обладающие наибольшим авторитетом в своем окружении".
16.15
На вопрос о возможном повышении госпошлины как средстве борьбы с судебной нагрузкой, Иванов рассказал собравшимся, что все проекты ВАС по повышению пошлины были отправлены в корзину, хотя признал, что "в ряде случаев это [повышение госпошлины] бы и не помешало". "Но здесь все упирается в политическую ситуацию, — добавил он и продолжил, — По нашим категориям дел все резко изменило взыскание судебных издержек. Так что по этому пути могли бы пойти и суды общей юрисдикции". Он также еще раз подчеркнул важность введения так называемой судебной медиации, которая, с одной стороны, поможет разгрузить суды, а с другой — поможет "юридически неподкованным" сторонам.
16.20
На вопрос о проблеме рассмотрения споров российских компаний в судах иностранных, председатель ВАС проблему эту не признал. "Почти никто не передает споры на рассмотрение в государственные иностранные суды, в основном, это третейские, — ответил он — Ничего страшного я в этом не вижу, это общемировая практика — все крупные дела всегда рассматриваются в третейских судах".
"У нас в год по всей системе всего тысяча дел по экзекватуре — это не так много, — привел глава ВАС статистику. — Я, скорее, вижу проблему в том, что иностранные суды принимают к своему производству дела, которые он и не должны принимать".
16.30
Председатели судов не должны превалировать в органах судейского сообщества, считает Иванов, приступив к анонсированной теме беседы — Совет судей. "Есть совет председателей судов, который утверждает нормативы, решают хозяйственные вопросы, но общественное объединение судей должны быть с добровольным членством, ограниченным представительством председателей", — поделился глава ВАС своим мнением. И пояснил, для чего нужно ограничить председателей: "Чтобы эта структура не была бюрократизирована". Иванов также добавил, что неплохо было бы, по аналогии с недавно созданными экзаменационными комиссиями, сделать конкурсный отбор и членов квалифколлегий судей. "Дополнительного количества простых судей там не помешало", — заметил Иванов. По его словам, все это требует изменения в законодательство об органах судейского сообщества, но эти изменения уже плавно происходят. В качестве позитивного примера модернизации Иванов привел новый принцип функционирования дисциплинарных судебных присутствий — по округам, что, по его словам, "будет способствовать защите судей и снизит влияние председателей судов".
После съезде эта работа ускорится, пообещал Иванов, имея в виду внесение изменений в законодательство об органах судейского сообщество.
16.40
Антон Иванов в очередной раз высказал и свое отношение к практике заключения под стражу предпринимателей. Он прямо сказала, что на его взглад это, как правило, делается с одной лишь целью — для устранения конкурента. "Он отсидит, а когда выйдет, рынок уже изменится", — прокомментировал это Иванов и добавил, что, по его мнению, по ненасильственным преступлениям людей вообще нельзя заключать под стражу.
При этом, в качестве положительного фактора он отметил то, что отныне нельзя возбудить уголовное дело по уклонению от уплаты налогов, если нет соответствующего решения об этом налоговых органов, которое, в свою очередь, может быть обжаловано в арбитражном суде. "Однако сейчас некоторые группы пытаются это отменить, — поделился своими опасениями Иванов, — в Конституционном Суде было дело по преюдиции, и опять активно муссируется идея о создании налоговой полиции".
Сам Иванов считает, что необходимо вообще запретить возбуждать дела по экономическим составам без соответствующего заявления потерпевшего. Он также предложил сделать признание судом сделки недействительной обязательным условием для возбуждения дела по экономическим преступлениям.
Глава ВАС также поделился с журналистами информацией, что Высший Арбитражный Суд уже разработал законопроект, основанный на недавнем решении КС РФ по преюдиции. Его идея состоит в том, что суды смогут пересматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если следователем будут выявлены какие-то новые обстоятельства и пересмотра потребуют потерпевшие. Однако Иванов добавил, что "сам следователь не должен объявлять сделку недействительной и на основании этого возбуждать дело".