ПРАВО.ru
Актуальные темы
19 апреля 2012, 13:23

"Если бы встал вопрос, быть в 91-м у Белого дома или в другом месте, я бы предпочел [второе]"

"Если бы встал вопрос, быть в 91-м у Белого дома или в другом месте, я бы предпочел [второе]"
Фото Право.Ru

Глава Высшего Арбитражного Суда решил продолжить традицию, начатую его однокурсником Дмитрием Медведевым, и пообщаться со студентами МГУ. Аудиторией Иванова стали учащиеся юридического факультета, а присутствовавшие на встрече журналисты имели возможность убедиться в том, что студенты были настоящими, а их вопросы — заранее не утвержденными руководством факультета.

Стоит отметить, что поначалу, ожидая главу ВАС, заполнившие всю поточную аудиторию студенты были настроены несколько скептически. "Как по процессу лекция, так придет человек тридцать", — говорили они и интересовались друг у друга, "кто все эти люди", очевидно имея в виду студентов других курсов, а, может быть, и незнакомых им преподавателей, которые тоже пришли послушать Иванова. Кто-то из будущих юристов доедал свой обед, кто-то дремал, кто-то играл на iPad, а на предложение писать свои вопросы для председателя и передавать их в начало зала, студенты тоже особо не откликнулись. В это же время начальник управления информатизации и связи ВАС Игорь Соловьев проверял установленное в аудитории оборудование для демонстрации слайдов, посвященных высоким технологиям в арбитражной системе.

О либерализме

Потом в сопровождении декана юрфака Александра Голиченкова появился Иванов и попросил не представлять его как председателя ВАС, а "просто как кандидата юридических наук". А саму беседу с молодым поколением юристов он начал с рассказа о своем видении нынешней ситуации в юриспруденции.

Прежде всего Иванов провел параллели с концом 1980-х годов и пояснил — почему. Во-первых, он видит сходство двух исторических моментов в доминирующем в обществе отрицании сложившегося правового регулирования. Во-вторых, все громче звучат предложения перестроить правовую систему по англо-саксонскому образцу. Наконец, Иванов назвал и "абсолютно безответственные суждения людей", которые "говорят все что угодно, не желая за свои слова отвечать".

"Либеральные рецепты приемлемы для России, — тут Иванов решил в чем-то согласиться с оппозицией, — но их предлагают те, кто воспринимает наших людей как честных, порядочных, трудолюбивых, дисциплинированных и законопослушных". Но это, по его словам, "не так". "Наши люди не такие", — Иванов к этому моменту уже сфокусировал на себе внимание всей аудитории, видимо, пока не привыкшей к таким откровениям.

"Мне нравится изречение "Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца, но кто к старости не стал консерватором, у того нет ума", — продолжал председатель ВАС и в этом контексте решил затронуть одну из широко обсуждаемых либеральных идей — ввести выборность председателей судов. Его точка зрения по этому поводу не поменялась — в нынешних российских реалиях суды с выборными председателями просто перестанут работать. "Они будут рассматривать дел столько, сколько хотят, а председатели не смогут ничего с этим сделать, боясь потерять свое место", — предположил Иванов.

Вводную часть своей беседы со студентами о либеральных взглядах Иванов закончил очередным откровением: "Если бы сейчас опять встал вопрос, где быть в 1991 году — у Белого дома или в другом месте, я бы предпочел быть в другом месте".

О противодействии открытости

После этого Соловьев показал студентам презентацию, свидетельствующую о том, что Высший Арбитражный Суд очень любит высокие технологии и что с помощью системы "Мой арбитр" можно подать иск за 5 минут. После выступления Соловьева Иванов тоже кое-что добавил на эту тему — в частности, коснулся своей идеи публиковать в открытом доступе иски сторон и аудио-протоколы судебных заседаний.

Оказывается, самыми большим противниками этой идеи выступают адвокаты, которые боятся за сохранность создаваемого ими интеллектуального продукта в виде исковых заявлений и отзывов. "У нас уже все давно готово для полной открытости, но мы испытываем вот такое противодействие", — поделился со студентами Иванов, а они ответили на это возгласами "Можно понять!", имея в виду позицию адвокатов.

О молодости Плешкова

Но сами студенты, к тому времени уже несколько осмелевшие, ждали, когда Иванов начнет отвечать на их вопросы. Их было немало, даже несмотря на то, что анонимность будущим юристам соблюсти не позволили — собиравшие записки просили каждого автора подписывать его фамилию и курс. Тем не менее, на провокационные вопросы Иванову все же пришлось отвечать. Например о том, чем он руководствовался, рекомендуя на должность председателя Арбитражного суда Московской области Дмитрия Плешкова. "Это вы, наверное, в связи с его молодостью? — уточнил у аудитории Иванов и добавил. — Он пригоден для занятия должности председателя. Только этим я и руководствовался".

О коррупции

Были к Иванову и вопросы о коррупции в судах. "Борьба с коррупцией и жалобы на взятки — это очень модный нынче тренд", — заметил председатель ВАС и добавил, что нередко, если кто-то кому-то жалуется на взятки, то значит, зачастую и сам их дает. При этом, добавил Иванов, как правило, ни одна жалоба на взятки не содержит реальных доказательств. "Что можно сделать с таким заявлением? Понятно, что отказать в возбуждении дела в связи с отсутствием состава", — резюмировал он.

О банкротстве физлиц

Впрочем, были к председателю вопросы и более специалиальные. Например, о его отношении к законопроекту о банкротстве физических лиц и перспективах его принятия. "Наших людей решили не пугать банкротством, а оздоравливать", — с улыбкой прокомментировал Иванов новое название законопроекта. — Но на мой взгляд, — продолжил он, — у разработчиков до сих пор нет понимания того, чего они хотят — то ли списать все долги, то ли реструктуризировать их". Однако таких людей, которым можно задолженность реструктуризировать, по словам Иванова, всего около 1% от общего числа должников-физлиц. "Банкротство ничего не даст тем, у кого единственная квартира и зарплата, оно поможет лишь тем, у кого есть какие-то активы, кто не хочет, чтобы приставы продавали их за копейки различным жуликам, в том числе себе", — поразил студентов Иванов очередным откровением.

О Конституционном Суде

На вопрос о том, верит ли он в обособленность судов от других ветвей власти, Иванов ответил, что в системе равновесия ее в принципе быть не может, но предложил рассмотреть возможность некой другой обособленности — от решений Конституционного Суда. По мысли председателя ВАС, Россия нуждается в механизме пересмотра решений КС РФ. "Например, можно преодолевать его позиции квалифицированным большинством голосов парламента. И все, нет этой позиции", — предложил Иванов.

Вопрос с Болотной площади

Спрашивали студенты Иванова и про политику — в частности о том, необходимы ли России кардинальные политические преобразования. "Я бы назвал это вопросом с Болотной площади, — улыбнулся он и продолжил: — Мы 25 лет живем в имитационном обществе, в котором люди сами соглашаются жить. Как только сам человек откажется от этого, все изменится".

Потом продолжил более серьезно: "Мы не можем больше позволить себе событий, аналогичных 91-му году, потому что тогда наша страна просто перестанет существовать. Так что всем советую всегда думать о том, какова цена вопроса".

О судейской дискреции

Одна из записок Иванову содержала вопрос о его понимании степени дискреции судьи в вопросах толкования правовых норм. Студентов позабавила такая серьезность вопроса. "Вы зря смеетесь, — отреагировал Иванов, — Это большая проблема. Ведь есть судьи, которые сначала ищут справедливое решение по конкретному делу, а потом начинают под это решение подбирать аргументы, чтобы его затем не отменили".

Председатель ВАС добавил, что и такой подход нельзя осуждать. "Ведь есть такие дела, где внешние факторы очень сильны", — сказал он и привел в пример дело о наследниках Нихаенко, рассматривавшееся недавно в надзорной инстанции (тогда в силе были оставлены судебные акты, по которым наследник становится участником общества со дня открытия наследства, а не с момента изменения записи в ЕГРЮЛ). "Директора [и совладельца компании] застрелили, — сказал Иванов, — и ведь если бы мы приняли иное решение, то фактически спровоцировали бы отстрел директоров по всей стране".

О личном

Иванов, человек сам по себе достаточно закрытый в том, что касается личных вопросов, на этот раз сделал исключение. Например, он рассказал о том, как стал председателем высшего суда. "Все мои коллеги в конце 80-х ушли в бизнес и стали зарабатывать большие деньги, — начал он свой рассказ о карьере, — я же писал диссертацию и к разделу пирога опоздал. С 93-го года занимался частной практикой и преподаванием". По словам Иванова, его несколько раз пытались "заманить в Москву", а потом поступило "роскошное по деньгам предложение от "Газпром-медиа". "И я уже просто не смог отказаться, — сказал Иванов, а историю с назначением в ВАС изложил так: — Должность председателя мне предложил Дмитрий Анатольевич Медведев, и я решил, что это интересно".

- Как вы отдыхаете? — таким был следующий вопрос к Иванову.

- Обычно беру пять, семь или 10 дней отпуска и уезжаю из страны, — ответил он.

Беседа Иванова с будущим поколением юристов продолжалась в общей сложности 2 часа. По наблюдениям, такой формат понравился обеим сторонам, но, наверное, в будущем все-таки не стоит просить студентов указывать авторство вопросов.