ПРАВО.ru
Актуальные темы
18 мая 2012, 20:35

"Мы должны делать это исходя из солидарности, взаимности, международной вежливости"

"Мы должны делать это исходя из солидарности, взаимности, международной вежливости"
Фото Право.Ru

В рамках II Международного юридического форума в Санкт-Петербурге зампред ВАС РФ Татьяна Андреева выступила на круглом столе, посвященном международно-правовым аспектам исполнительного производства. В отличие от главного российского пристава, она не стала говорить о том, что будет сделано, а рассказала о том, какой позиции в области исполнения решений придерживается высшая судебная инстанция, которая не исключает применение закона о волоките к приставам и готова к исполнению иностранных решений исходя из международной вежливости.

Во время обсуждения сначала слово взял главый судебный пристав России Артур Парфенчиков. Слово это было не слишком утешительным для участников внешнеторговых отношений — Пафенчиков признал, что в России есть проблемы с исполнением иностранных судебных решений — в первую очередь потому, что у нашей страны далеко не со всеми государствами есть соответствующие договоры.

Однако последующее выступление зампреда Высшего Арбитражного Суда Татьяны Андреевой было намного более обнадеживающим. "Конечно, сотрудничество стран в правовой сфере отстает от их правового сотрудничества, — согласилась она, но добавила, что "это не значит, что суды должны ждать, когда появиться соответствующий международный договор, дабы исполнить на территории РФ решение иностранного суда". Ведь, по мнению Андреевой, "право на исполнение судебного решения — это величайшая ценность", а потому "у судьи должна быть возможность обеспечить право на исполнение судебного посредством своего судейского усмотрения".

Конечно, признает Андреева, у всякого судейского усмотрения должны быть некие рамки и границы, но определить их в данном случае не так уж сложно — достаточно помнить о правах и основных свободах человека и никогда не нарушать их.

При этом, пояснила зампред, в прямой взаимосвязи с вопросом исполнения судебных решений находится появление недавно принятого закона о так называемой судебной волоките — компенсации за неисполнение решений в разумный срок. "Каждый год из казны на это выделяются значительные суммы", — подчеркнула Андреева и сослалась на данные Минфина, согласно которым в прошлогоднем бюджете Росии было заложено 15 млрд рублей на компенсации жертвам судебной волокиты, но при этом присуждено было в три раза меньше.

Андреева признала, что не совсем справедливо, что судебные приставы были исключены из-под сферы действия закона о волоките (Артур Парфенчиков в этот момент заметно помрачнел). Однако, продолжила она, ВАС нашел выход из этой ситуации. "Мы фактически стали распространять механизм компенсации на обеспечение исполнения судебного решения, когда оно не происходит по вине приставов", — так сказала Анлреева, приведя в пример прецедентное дело, попавшее на рассмотрение президиума ВАС. В этом споре ЗАО "Техносиб" пыталось получить компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения суда. Решение, по которому в пользу компании с администрации Эвенкийского АО было взыскано чуть более 6 млн руб., так и не исполненное до сих пор, было принято в марте 1998 года. Несмотря на то, что администрация деньги перечислила, на счет ЗАО они так и не поступили в результате ошибки приставов. Президиум постановил взыскать с государства компенсацию в размере 200 000 руб., по сути признав вину приставов.

"В этом случае мы решили присудить компенсацию и исполнить тем самым судебное решение, потому как другого механизма просто не было", — пояснила Анреева. "Возможно, у России появится больше финансовых возможностей для того, чтобы когда-нибудь всех уравнять в правах", — добавила зампред, имея в виду, что и приставы должны отвечать за неисполнение судебных решений, но у российской казны на это пока просто нет денег.

Коснулась Андреева и аспекта, связанного c исполнением иностранных решений на российской территории: "Еще в 1997 году ВАС принял решение приводить в действия такие решения лишь на основе принципа взаимности", — рассказала она. Однако, когда норма об этом была предложена Высшим Арбитражным Судом в проект нового АПК, большинство юристов выступило против. Поэтому теперь зачастую участники внешнеторговых сделок оказываются в ситуации, когда при их конфликте с российскими деловыми партнерами, нет никакой гарантии на исполнение соответствующего судебного решения в нашей стране. "Это не радует", — прокомментировала ситуация Андреева, но добавила, что ВАС не исключает прямого исполнения решений иностранных судов на территории РФ.

"Вот вы рассказывали про Финляндию, которая в одностороннем порядке не так давно стала исполнять российские судебные решения по семейным отношениям, — сказала Андреева, обращаясь к Парфенчикову, — а у нас еще в прошлом году АСГМ исполнил решение окружного суда города Хельсинки о взыскании долга с предпринимателя".

"Любой судья — я это знаю по себе — не хотел бы, чтобы его решение не исполнялось. Иначе его работа напрасна", — так пояснила Андреева передовые позиции своей инстанции в вопросах исполнения судебных решений. "Мы должны делать это [исполнять иностранные судебные решения] исходя из солидарности, взаимности, международной вежливости", — продолжила зампред. "И даже при экзекватуре, — заключила она, — проверка, проводимая нашими судами, не должна выходить за пределы основ публичного порядка. Никого пересмотра по существу быть не должно", — так завершила Андреева свое выступление, выразив надежду, что рано или поздно законодатель внесет в нормативные правовые акты все те новеллы, которые уже так активно применяет в своей практике ВАС РФ.