Депутаты Госдумы и представители заинтересованных ведомств обсуждали сегодня в рамках круглого стола возможности повысить собираемость административных штрафов. Спектр прозвучавших предложений довольно широк: от дисконтирования штрафа за быстроту его уплаты до поражения в правах. Попутно выяснилось, что депутаты размышляют о повышении штрафов "по всему спектру административных правонарушений".
Сегодня в Госдуме состоялся круглый стол по теме "Проблемы совершенствования исполнительного законодательства в связи с практикой взыскания административных штрафов". Его участники пытались найти решение проблемы недостаточно высокой их собираемости, а все предложения так или иначе крутились вокруг двух идей — ввести систему скидок за их быструю уплату и ограничить должников в праве управлять транспортными средствами.
Статистику, характеризующую проблему, приводили замминистра юстиции Александр Смирнов и директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. По словам Смирнова, число исполнительных производств за последние три года увеличилось с двадцати миллионов до пятидесяти трех, а Парфенчиков сообщил, что в прошлом году его ведомство занималось 16 млн исполнительных производств, связанных с взысканием административных штрафов, из которых одиннадцать миллионов относились в сфере безопасности дорожного движения, а уровень фактического исполнения по ним составил 66%.
Смирнов рассказал и о "ряде закондательных инициатив", которые были подготовлены Минюстом вместе с "коллегами из Госдумы". "Это и ограничение права должникам управлять транспортными средствами, повышение ответственности за неисполнение уголовных штрафов, невыплату имущественного ущерба, причиненного преступлением. Нами предлагается ввести институт деклараций должника", — быстро произнес он. А далее заметил, что возросшая за последние годы нагрузка на приставов может уменьшится, если будут введены специальные институты досудебного и внесудебного урегулирования: медиация в исполнительном производстве и коллекторская деятельность.
Директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков в свою очередь высказал мнение, что "развитие законодательства должно быть направлено не столько на повышение эффективности взыскания административных штрафов, хотя это тоже важно, а сколько на создание системы мотивации нарушителей на добровольную уплату штрафов". По его мнению, во-первых, необходимо, чтобы сама процедура выявления правонарушений и привлечения виновных к ответственности была корректной. Во-вторых, отметил Парфенчиков, нужно решить вопрос со своевременным информированием виновного о совершенном правонарушении, также возможностей оплатить штрафы. "Нужно использовать в полной мере информационные технологии", — подытожил директор ФССП.
Затем Парфенчиков, напомнив про то, что 98% автовладельцев добровольно платили в России штрафы, когда существовал механизм изъятия водительского удостоверения за игнорирование постановления ГИБДД, заметил, что пришло время "определять новые механизмы мотивации — систему кнута и пряника". А потом вернулся у своему давнему предложению ввести систему дисконта административных штрафов, когда сумма существенно сокращается, если ее выплачивают в течение нескольких дней. И тут же ответил на критику думских юристов, которые поставили под сомнение легитимность этого предложения, оформленного в законопроект депутатом-единороссом Вячеславом Лысаковым (Правовое управление Госдумы обращало внимание на наделение нарушителя практически полномочиями судьи, позволив самостоятельно выбирать, какую сумму отдать государству). Парфенчиков сразу признал, что у него только один конрагумент — формула дисконта должна быть внесена в резолютивную часть решения суда или решения уполномоченного органа. "Не надо этого бояться. Это суд или уполномоченный орган провозгласил такое решение и дал такую возможность корреляции суммы административного решения", — подчеркнул он. И, обращаясь к Лысакову, сказал, что считает, что такой дисконт должен распространяться не только на штрафы за нарушения ПДД, как это предложил депутат, а быть институтом общего порядка.
Под конец своего выступления Парфенчиков возмутился многочисленными штрафами в 100 руб. "В чем функция этого наказания? Давайте тогда уж чаще применять такой вид административного воздействия, как предупреждение. Наверное, меньше затрат, проблем, а результат один и тот же", — заявил он.
Однако из речи следующего выступавшего — единоросса Владимира Поневежского следовало, что от сторублевых штрафов, конечно, откажутся, но вовсе не заменят их на предупреждения, а просто-напросто повысят. "Размеры штрафов необходимо повышать по всему спектру административных правонарушений. Это обусловлено и повышением уровня жизни граждан: средний размер заработной платы растет, должны [увеличиваться] и санкции", — сказал единоросс. Что касается штрафов в 100 руб., то, по его словам, он "многими гражданами не воспринимается всерьез, и они не утруждают себя уплатой". Наиболее актуальна эта проблема для нарушения ПДД, где 11 составов нарушений из тридцати семи предусматривают такой штраф, добавил он. Попутно выяснилось, что в думском комитете по госстроительству предполагается создать рабочую группу по совершенствованию главы 12 КоАП "Административные правонарушения в области дорожного движения".
Затем Поневежский высказался в поддержку идеи введения скидок при уплате штрафов, а также предложил обсудить возможность ввести ограничение на право управления автотранспортным средством, в случае если водитель не выплачивает штраф за нарушение в области дорожного движения. "Это бы подняло уровень уплаты назначенного штрафа", — считает депутат. Одновременно он напомнил про появление в КоАП нового вида наказания — обязательных работ и предложил также обсудить возможность замены штрафа на них, если нарушитель отказывается его оплачивать.
В свою очередь заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин говорил о том, что далеко не все автовладельцы являются неплательщиками штрафов. Как оказалось, до органов ГИБДД просто не всегда доходит информация об оплате штрафов. Рассказал он и об эксперименте в Краснодарском крае, где водители по желанию могли заказать sms-информирование о наложении на них административных штрафов. Особенно актуальной эта услуга стала после внедрения автоматической фиксации нарушений ПДД.
Депутат Лысаков заметно оживился, услышав про sms-информирование нарушителей. "А если сделать это обязательным", — поинтересовался он у Кузина.
- Это будет навязыванием услуги, — ответил тот.
- Если это будет бесплатно и обязательно для всех, то это уже не будет навязыванием услуги, — продолжил размышления депутат, а Кузин, одобрив предложении ФССП и Лысакова внедрить скидки при быстрой уплате штрафов, предложил этим не ограничиваться и предусмотреть более жесткие санкции для тех, кто все же не пожелает погашать наложенные взыскания. По его мнению, стоит проработать вопрос о целесообразности ограничения прав человека на осуществление ряда юридических действий, например, на регистрацию транспортного средства.