Президиум правительства сегодня рассмотрит поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие уголовное наказание за манипулирование ценами на фондовом рынке.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», подготовленный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), уточняет действующие составы преступлений за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, а также злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (статьи 185 и 185-1). Также Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новыми статьями 185-2 — 185-4, предусматривающими уголовную ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.
Наиболее суровое наказание грозит за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (статья 185.3). Если такое деяние причинило гражданам, организациям или государству крупный ущерб (свыше одного миллиона рублей), виновный может получить от двух до шести лет лишения свободы. За манипулирование ценами с использованием средств массовой информации преступник может получить уже от пяти до семи лет тюрьмы.
В примечании к проекту статьи 185.3 указано, что «под манипулированием ценами на рынке ценных бумаг понимаются действия, обладающие признаками манипулирования ценами, предусмотренными законодательством РФ о ценных бумагах».
Авторы законопроекта отмечают, что при его разработке были учтены международные опыт и практика иностранных государств в сфере применения уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг. Стоит отметить, что в большинстве стран мира законодательство предусматривает уголовную ответственность за использование инсайдерской информации.
История вопроса
Напомним, 23 января этого года Госдума уже усилила административную ответственность участников финансового рынка за манипуляцию ценами на рынке ценных бумаг. Для этого были приняты в третьем чтении ряд поправок в закон «О рынке ценных бумаг» и другие законодательные акты. В частности, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) включена новая статья «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». В документе установлен штраф за недобросовестный выпуск на рынок ценных бумаг в размере 10-30 тысяч рублей для должностных лиц (в 2,5-6 раз больше действующих штрафов), а для юридических лиц — до 700 тысяч рублей (в 14 раз больше действующих норм).
Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг также предлагается наказывать штрафом. Его максимальная величина для граждан составит 5 тысяч рублей, а для должностных лиц — 50 тысяч рублей (это в 16 раз больше действующих штрафов) либо дисквалификацию на срок до двух лет. Если же требование законодательства нарушает юридическое лицо, то штраф может составлять до миллиона рублей. Ранее по этой статье было предусмотрено наказание только для должностных лиц в размере до 3 тысяч рублей.
Данный законопроект был разработан в правительстве России в 2008 году. Документ призван защитить интересы инвесторов на рынке, а также создать более эффективный механизм выявления преступлений с использованием инсайдерской информации и манипулирования рынком. Контроль за соблюдением нового закона возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам.
Комментарии экспертов
Эксперты скептически оценивают перспективы нового закона. По их мнению, опираясь только на формулировки закона «О рынке ценных бумаг», выявить и доказать случаи манипулирования очень сложно.
«Чаще всего каждая из операций, входящих в цепочку действий по манипулированию, сама по себе полностью соответствует требованиям законодательства. Поэтому выявление конкретного умысла в повышении или понижении цен на бумаги потребует тщательного расследования, чтобы степень вины участников рынка была очевидна для суда», — пояснил «Коммерсанту» глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин.
Для массового выявления и доказательства случаев манипулирования российскому регулятору не хватает правоприменительной практики, отмечают юристы. Например, в США, где факты манипулирования сейчас выявляются чаще всего, для этой цели создана Комиссия по ценным бумагам (SEC). Она регулирует рынок на основе двух основных законов, принятых в 1933 и 1934 годах. При этом у SEC есть весьма существенные полномочия для проведения расследования: при появлении подозрений Комиссия досконально проверяет электронную почту подозреваемых, а также всю рабочую документацию за несколько лет. ФСФР лишена такой возможности.
Эксперты уверены, что сегодня необходимо накопить судебную практику в этой области, иначе новый законопроект станет средством конкурентной борьбы, в том числе его могут использовать в рейдерских целях.