Актуальные темы
22 октября 2012

Президенту напомнили о предвыборном "судебном" обещании

Президенту напомнили о предвыборном "судебном" обещании
Кадр видеотрансляции

Вчера в Москве обсуждали перспективы создания специальных административных судов. "То, что это будет исполнено, сомнений нет", — сказал зампред думского комитета, но добавил, что требуется "переосмысление" существующего законопроекта ВС.

Количество административных дел, возникающие из публично-правовых отношений, в российских судах общей юрисдикции невелико (на 2011 год — менее 2% из 12,7 млн дел), законопроект ВС РФ относительно создания административных судов тихо лежал в Госдуме под сукном с 2000 года, но в начале этого года тема административной юстиции неожиданно оказалась одной из тем предвыборной кампании кандидата в президенты Владимира Путина. В программе шедшего на третий срок политика говорилось о том, что их создание позволило бы защитить права граждан в спорах с государством. Главное отличие новых судов от традиционных, по словам председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, должно заключаться в том, что административная юстиция будет помогать гражданам собирать доказательства в борьбе с чиновниками.

Сегодня в РИА "Новости" вспомнить предвыборную инициативу нынешнего главы государства предложил член Общественной палаты РФ Денис Дворников. "Создание административных судов имеет под собой важную цель — сделать правосудие доступным для граждан, то есть достичь того, что президент им обещал", — сказал Дворников. 

У зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрия Вяткина не могло быть сомнений в том, что административная юстиция в России рано или поздно появится. "То, что это будет исполнено, сомнений нет, потому что это часть политической программы президента", — сказал он, но одновременно сформулировал очень много вопросов относительно содержания реформы, напомнив, прежде всего, о том, что "сама по себе форма административного судопроизводства в нашей стране уже существует — [такие] дела рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами". То, чего хочет ВС РФ, по его словам, — это создание системы специализированных административных судов, но предварительно нужно сформулировать требования к таким судам, определить их количество и количество судей в них, а также установить, сколько необходимо средств на создание новой системы. Поэтому, по словам Вяткина, "тот текст, который когда-то был внесен в Госдуму, подлежит очень серьезному переосмыслению", а тема административной юстиции требует детального обсуждения, чтобы создать "новую систему без ущерба существующей". "В любом деле главное — не навредить", — резюмировал Вяткин.

Происходило ли переосмысление законопроекта в ВС РФ, мог бы, наверное, рассказать зампред Верховного суда Петр Серков, но он на "круглый стол" не приехал, не прислал и никого вместо себя. А у ректора Российской академии правосудия Валентина Ершова были только самая общая информация и суждения. "Должны ли мы жить по праву и Конституции? — задал он сам себе вопрос, напомнив присутствующим, что существование административного судопроизводства в качестве самостоятельного вида предусматривает именно Конституция. — Ответ очевиден". По его словам, вопрос о создании административных судов будет ставиться на предстоящем в начале декабря Съезде судей РФ. Согласно замыслу ВС, они будут создаваться в рамках судов общей юрисдикции, суды первой инстанции будут организованы так, чтобы не зависеть от административно-территориального деления Российской Федерации, "следом будут идти", по словам Ершова, суды второй инстанции, а "во главе" будет Верховный суд в качестве третьей инстанции. "Надеюсь, съезд это подтвердит", — сказал ректор РАП.

Несмотря на то, что формат обсуждения реформы административной юстиции в России был запланирован в форме "круглого стола", оппонентов на нем не было. Но это не говорит о том, что их не существует в природе. "Оставаясь в системе судов общей юрисдикции, административные суды не могут не воспринять традиционных пороков нашей судебной системы: управляемости, чуткости к указаниям и желаниям власти предержащей", – говорил "Право.Ru" один из разработчиков законодательства о судебной системе, судья в отставке, профессор ВШЭ Сергей Пашин. Скептично настроен был и Антон Иванов, председатель Высшего арбитражного суда, который предлагает поделить административную юрисдикцию между арбитражными и общими судами. "Водоразделом", по по словам, должнен быть таким: то, что относится к сфере обычного административного права надо сохранить за судами общей юрисдикции, а экономические аспекты отнести к подведомственности арбитражных судов. Иначе, по мнению Иванова, реформа административной юстиции будет "очень дорогостоящей вещью". На создание отдельной ветви судов, уйдет, по его оценке, около 40 млрд рублей — "если всю систему создавать заново, а не за счет сокращения остальных ветвей судебной власти".