Британская аналитическая компания Who’s Who Legal опубликовала результаты опроса о работе pro bono, то есть на общественных началах, проведенного среди юридических фирм. Авторы исследования не называют количество респондентов, а только подчеркивают, что принявшие участия компании представляют все регионы Земли.
Как показал опрос, 72% юридических фирм формализовали практику работы pro bono во внутренних правилах. Самая распространенная причина работать бесплатно — "преданность идеалам" (например, защите животных); за ней следуют "помощь тем, кто не имеет денег на хороших юристов", "помощь жителям родного города" и "для личного удовлетворения"; а наименее популярные — "бесплатное обучение" и "шанс познакомиться с полезными людьми". Среди мотивов, побудивших юристов оказывать бесплатные услуги, не упоминается забота об имидже фирмы, однако можно предположить, что в действительности такое побуждение имеет место.
Спрос на благотворительные услуги во всем мире растет. В ходе финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., правительства снижали (и продолжают снижать до сих пор) финансирование программ бесплатной юридической помощи населению. Британская организация-координатор LawWorks сообщает о росте числа запросов на юридическую помощь pro bono на 69% в первой половине 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Bar Pro Bono Unit — на 30%.
Каждая юрфирма разрабатывает собственный подход к делу благотворительности, стандартной модели пока не существует. Вариантов множество: одни тесно сотрудничают с благотворительными организациями, например, командируя туда своих сотрудников, другие осуществляют проекты в странах третьего мира, третьи устраивают бесплатный прием местного населения, или, безвозмездно защищают определенную категорию людей, например, тех, кому в силу предъявленных обвинений грозит смертная казнь.
Лишь три фирмы, принявшие участие в опросе, не имеют отдельную позицию для специалиста, который координирует бесплатную работу, в некоторых случаях речь идет о целом комитете. В 75% случаев этим человеком является один из штатных юристов; часто координатором или председателем комитета становится бывший управляющий партнер.
Время, потраченное сотрудниками на юридическую благотворительность, учитывается при определении производительности труда — 80% фирм включают его при подсчете количественного показателя оплачиваемых часов. 55% фирм заранее выделяют время на бесплатную работу для всех сотрудников, а 44% — составляют индивидуальные графики. В некоторых фирмах работа pro bono официально влияет на зарплату, бонусы и карьерное продвижение.
В большинстве фирм, участвовавших в опросе, на благотворительность уходит от 1% до 5% общего рабочего времени; абсолютное количество бесплатных часов в годовом исчислении может очень сильно варьироваться, поскольку зависит от размера бизнеса. По 30% фирм тратят менее 1000 часов и от 1000 до 5000 часов в год, но зато еще 30% — от 30 000 до 40 000 часов в год.
Чаще всего работу pro bono отдают стажерам, реже — штатным юристам, а меньше всего времени тратят на нее партнеры.
Столбцы разных цветов обозначают разные категории юристов. Показатели на горизонтальной оси — долю юристов фирмы, занимающихся благотворительной работой, например, "менее 10% стажеров". На вертикальной оси указана доля фирм, в которых наблюдается такое соотношение юристов, занимающихся благотворительной работой. Например: менее 10% стажеров занимаются работой pro bono в 15% фирм, а менее 10% штатных сотрудников занимаются ею в 3,5% фирм.
В разговорах с организаторами опроса представители практически всех фирм говорили о том, что для успешной организации благотворительной работы необходимо "поощрять культуру pro bono". 94% респондентов ответили, что в их фирмах такая культура прижилась. В качестве доказательства они указывали, что в их фирмах учитывают бесплатные часы при подсчете эффективности сотрудников, созданы комитеты, отвечающие за организацию и мониторинг благотворительной работы, а руководство поощряет тех, кто активен в работе pro bono. Сложно сказать, в какой степени эта культура растет естественным образом, а в какой — насаждается сверху, однако получателям помощи это, скорее всего, безразлично.