Совет Федерации (СФ) принял решение внести в Госдуму поправки в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», согласно которому предусматривается обучение трудовых мигрантов русскому языку. Инициативу поддержали единогласно 125 сенаторов. Федеральная миграционная служба (ФМС) уже заявила о поддержке этого законопроекта.
Поправки предусматривают возможность получения мигрантом разрешения на работу не на один год, как сейчас, а на два года. Для этого иностранный работник должен предоставить документ о знании им русского языка не ниже «элементарного» уровня, позволяющего удовлетворять элементарные коммуникативные потребности в ограниченном числе ситуаций. Поощрение получит и работодатель, организовавший обучение русскому языку нанятых им мигрантов.
Обязательным станет знание русского языка для иностранцев, намеревающихся получить разрешение на временное проживание в РФ сроком на три года или вид на жительство сроком на пять лет. При этом мигрант получает целый ряд социальных прав, которыми пользуются россияне. Получение вида на жительство в буквальном смысле уравняет иностранца в правах с другими россиянами: он сможет покупать недвижимость, устраиваться на работу без оформления разрешений, получит медицинскую страховку и т.д. А через пять лет гость получит хорошие шансы стать владельцем и российского паспорта.
Все затраты на обучение мигрантов, как следует из законопроекта, будут возложены либо на них самих, либо на работодателей.
Аргументы «за»
Авторы поправок вице-спикер верхней палаты Александр Торшин и заместитель главы комиссии СФ по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений Владимир Слуцкер полагают, что документ должен стимулировать временных трудовых мигрантов к изучению русского языка и добровольному прохождению тестирования. Многие работодатели и без всякого закона отправляют за свой счет своих работников на курсы русского языка, утверждают сенаторы, поскольку это необходимо для безопасности производства.
По словам Слуцкера, 70 процентов россиян враждебны к мигрантам, при этом более половины из них не любят приезжих как раз из-за того, что те не говорят по-русски.
«Неспособность говорить по-русски не только раздражает коренное население, но и изолирует приезжих… Незнание языка и вынужденное молчание порождает опасное и мстительное отчуждение мигрантов от культуры страны их принимающей. Это в свою очередь заставляет общество защищаться от мигрантов. Тем самым создаются условия для конфликтов на национальной почве», — отмечает Слуцкер.
Сенатор полагает, что принятие политического решения об обучении мигрантов русскому языку позволит снизить градус напряженности в отношении россиян к мигрантам.
Позицию автора поправок разделяет сенатор от Коми Евгений Трофимов. Он считает, что принятие законопроекта «будет способствовать культурной и языковой адаптации и интеграции мигрантов в российское общество на основе уважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу населения России», — приводит слова сенатора Комиинформ.
Слуцкер также утверждает, что вся учебно-методическая часть, равно как организационная и кадровая, для обучения и тестирования мигрантов уже имеется. По его словам, более чем в 160 вузах России созданы и работают специальные центры по тестированию иностранных граждан. Сегодня они нацелены, в основном, на иностранных студентов, но легко могут быть использованы без дополнительных изменений и затрат для трудовых мигрантов.
Аргументы «против»
Руководитель Общероссийского общества «Союз Таджикистанцев России» Абдулло Давлатов уверен, что принятие подобной нормы не имеет никакого смысла. «Мне кажется, что реализовать это на практике будет почти не возможно. Я еще не успел изучить всех тонкостей нового законопроекта, но, вряд ли работодатели захотят вкладывать свои деньги в обучение работников. Им проще будет не нанимать мигрантов. А у самих приезжих — откуда деньги на обучение?» — заявил Давлатов в интервью «Свободной прессе».
С ним согласна руководитель общественной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: «Я могу спрогнозировать с достаточно большой степенью вероятности, что эти поправки работать не будут». Ганнушкина уверена, что трудовые мигранты знают русский язык в том объеме, который позволяет им выполнять свою работу, а беда их в том, что значительное число гастарбайтеров не только не заключило трудовой договор, но и находится на территории России нелегально. По ее словам, в большинстве своем трудовые мигранты и сами стремятся выучить русский язык, а система их принудительного обучения станет лишь «питательной средой для коррупции».
«Языковыми сертификатами легко торговать. Людям, которые не могут связать двух слов, будут ставить оценку, подтверждающую их абсолютное владение языком, разумеется, не бесплатно», — цитирует Ганнушкину «Время новостей».
Напомним, подобный законопроект уже обсуждался в стенах Госдумы. Весной 2007 года партия «Справедливая Россия» предлагала оценивать знание языка среди приезжих иностранцев и выдавать им аттестаты. В отличие от нынешней инициативы они предлагали заставить изучать язык трудовых мигрантов, прибывающих в Россию на срок свыше 90 суток. В остальном оба проекта были весьма схожи. В январе 2009 года депутаты Госдумы отклонили инициативу «эсеров».
Тогда правительство отметило, что требование владения русским языком иностранным гражданам установлено российским законодательством только в отношении претендующих на прием в гражданство РФ. Кроме того, законопроект, по мнению правительства, «может привести к снижению академической мобильности преподавателей, возможности приглашения высококвалифицированных иностранных специалистов для чтения лекций и совместной работы в российских научных и образовательных учреждениях». В принципе, эта претензия применима и к нынешней редакции законопроекта.
Вопрос техники
В декабре 2007 года Министерством образования и науки официально принята и утверждена государственная система тестирования граждан зарубежных стран «Тестом по русскому языку как иностранному (ТРКИ)», которая аналогична международной системе сертификации знания английского языка TOEFL. Государственная система предусматривает 6 уровней знания русского языка как иностранного, начиная с «элементарного» до самого высшего — «свободного владения русским языком».
Законопроект предусматривает четкие критерии знания, которые должен продемонстрировать на экзамене трудовой мигрант. Количество слов — 780 — определено ТРКИ. Тест состоит из пяти этапов: чтение, письмо, лексика и грамматика, аудирование, устная речь. В нем предусмотрено шесть уровней знания русского языка для иностранцев. Мигрантам предлагается сдать экзамен на самый легкий уровень, который так и называется «элементарный». Специалисты отмечают, что человеку, не знающему языка, для этого понадобится пройти курс обучения в 100-120 часов. За тест на элементарный уровень мигрант или работодатель должен заплатить от 2190 рублей до 125 евро — в зависимости от центра и количества учеников в группе.
Тем временем…
Если нынешние поправки будут приняты, можно ожидать не только обещанного Слуцкером единения мигрантов с россиянами, но и повышения собственно «качества» трудовых мигрантов. Основные свои надежды оптимисты связывают с выдачей вида на жительство сроком на пять лет, который способен привлечь в Россию высококвалифицированных специалистов.
С другой стороны новый законопроект может вовсе оставить страну без необходимой рабочей силы из среднеазиатских республик. По данным ФМС, количество мигрантов, приезжающих в Россию на заработки, с начала 2009 года снизилось. Даже с учетом сокращения наполовину квоты, предусмотренной для мигрантов, к началу марта она была выбрана только на 20 процентов, притом, что в прошлом году квота в 1 миллион 800 тысяч человек была исчерпана уже в начале лета.
Впрочем, эта проблема касается в первую очередь провинции, поскольку никакой кризис и ограничения не мешают росту числа иностранцев в Москве. По данным департамента труда и занятости столицы, с начала 2009 года в Москву прибыло около 190 тысяч иностранцев, что на 17 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, Москва в 2009 году запросила квоту 250 тысяч человек на привлечение иностранных работников, а Минздравсоцразвития утвердил квоту в 392 тысяч человек.