Темы недели: послание Путина, постановление КС и критика "процессуальной революции" в СПЧ
Что Путин "послал"
Первого марта президент Владимир Путин выступил в Манеже с посланием Федеральному собранию, то есть к депутатам и членам Совфеда, а также руководству Конституционного и Верховного судов, губернаторам, региональным заксобраниям, главам конфессий и общественным деятелям.
Какие проблемы решены
По словам Путина, Россия справилась с "экономическими социальными вызовами" и сохранила свое единство, обеспечила гражданам "устойчивость и стабильность практически во всех сферах жизни".
Президент считает Россию одной из ведущих держав, но отмечает, что с точки зрения обеспечения качества жизни людей необходимый уровень еще не достигнут.
"Именно отставание – вот главная угроза и вот наш враг", –
Владимир Путин
Сегодня больше 20 млн людей в России живут за чертой бедности. По сравнению с 2000 годом, когда их было 42 млн, ситуация, конечно, улучшилась, но это нельзя назвать прорывом.
Из важных законодательных новелл Путин отметил повышение минимальной зарплаты. С мая этого года она станет равна прожиточному минимуму за предыдущий период – 11 163 руб. Предполагается, что дальше эта сумма будет только расти.
"В целом решена проблема с детскими садами", – говорит президент. Он посетовал на сокращение численности трудоспособного населения, которое произошло из-за снижения рождаемости в 90-х годах. Чтобы мотивировать граждан создавать семьи и рожать детей, власти вводят все больше поощрительных мер. Например, выплаты за рождение первого, второго и третьего ребенка.
Цели и задачи
Россия должна закрепиться в пятерке самых крупных экономик мира, увеличить ВВП в полтора раза, создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки.
Нужно увеличить среднюю продолжительность жизни людей. За 18 лет (с 2000 года) она уже увеличилась на семь лет и сейчас составляет 73 года. "Этого недостаточно", – отметил Путин.
Еще одна проблема – у многих семей нет собственного жилья. Глава страны призвал снизить ставки по ипотеке. Он назвал уровень, к которому нужно стремиться, – 7%. "За предстоящие шесть лет ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан, для молодых специалистов".
Призвал президент и решить проблему плохих дорог. В следующие шесть лет на это будут тратить в два раза больше денег.
Необходимо решить задачу доступности медицинской помощи и профилактики заболеваний. В 2019–2024 годах на это направят 4% ВВП. В малонаселенных пунктах появятся специальные небольшие врачебные отделения. В совсем маленьких деревнях, где живут по 100 человек, будут дежурить мобильные медицинские комплексы.
Необходимо повышать производительность труда. Вместе с ней будут расти зарплаты и потребительский спрос. Также нужно развивать малый бизнес и несырьевой экспорт.
Чтобы идти вперёд, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причём во всех сферах – укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам.
Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко уже заявила, что парламентарии и сенаторы готовы вносить изменения в закон, чтобы "обеспечить условия для прорывного развития России".
"Чтобы выполнить те задачи, которые поставил президент России, нужно уже сегодня всем закатывать рукава и начинать работать", – сказала Валентина Матвиенко.
Критика инициатив Верховного суда
На этой неделе в президентском Совете по правам человека (СПЧ) обсудили законопроекты ВС, реформирующие процессуальное законодательство. Члены совета раскритиковали предложения ВС отменить мотивировку для некоторых видов судебных актов. Также СПЧ не нравится идея увеличить цену исков, которые можно рассматривать в упрощенном производстве.
Замглавы СПЧ Евгений Бобров на заседании назвал основные пункты инициатив ВС, которыми недоволен совет. Во-первых, это законопроект, разрешающий быть представителями в суде только юристам (при этом ВС не запрещает человеку представлять самого себя). "Выбирает представителя сам гражданин, который и определяет его квалификацию, исходя в том числе из документов об уровне образования, опыта и компетентности", – сказал Бобров. "Далеко не в каждом населенном пункте можно найти специалиста с высшим юридическим образованием, а правовая помощь требуется многим. Не говоря уже о профессиональной. <...> Человек видит, к кому обращается, и незачем лишать его возможности выбора", – сказал Бобров.
Выступивший на заседании от имени ВС глава Совета судей и секретарь Пленума Верховного суда Виктор Момотов постарался объяснить всем смысл и значение реформ судебной системы. Он отметил, что введение требования о наличии юробразования у представителя – вариант профессионализации представительства. Он сравнил юристов с врачами: "Он связан с осознанием того факта, что представление интересов клиента в суде – это не менее важная и сложная задача, чем, например, работа врача. Иногда мы слышим о том, что некоторые люди без юридического образования разбираются в законе лучше многих юристов. Допускаю, что такие люди есть. Допускаю также, что есть люди, которые без медицинского образования могут оказать врачебную помощь не хуже, чем некоторые профессиональные врачи. Однако это не означает, что требование об обязательном наличии у врача медицинского образования нарушает чьи-то права и должно быть отменено".
Момотов назвал три этапа реформы судебной системы: объединение Верховного и Высшего арбитражного судов, которое прошло в 2014 году, создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (законопроект уже прошел первое чтение) и реформирование процессуального законодательства, а также закона о статусе судей.
Он разъяснил: отказ от мотивировок нужно не только для того, чтобы разгрузить судей, это не лишит людей правовой защиты и не нарушит ничьих прав. Просто сейчас больше 90% гражданских и административных дел завершаются уже после первой инстанции и, более того, проходят без участия сторон. То есть стороны не приходят в суд, не возражают против требований и вообще не проявляют никакой процессуальной активности. Они не интересуются мотивировкой вынесенного решения, и в результате суды работают над ними зря.
Момотов отмечает: не все дела останутся без мотивировок. Можно просто попросить суд изготовить эту часть решения, и он сделает это по первому требованию. Также мотивировки будут обязательно писаться к сложным прецедентным делам, а также к тем спорам, которые "пойдут" в высшие инстанции.
Не будет ситуации, когда лицо желает получить мотивированное решение, но не имеет такой возможности.
"Мы, конечно же, готовы к критике", – заявил Момотов. И добавил: "С нашей точки зрения, критика должна носить прагматичный и конкретный характер, а именно – сопровождаться конкретными примерами тех ситуаций, в которых предлагаемые изменения могут привести к нарушению прав и свобод граждан".
Россиянку заставили вернуть переплату пенсии из-за ошибки в документах
Ее интересы на этой неделе защитил Конституционный суд. Он постановил: излишне уплаченную пенсию взыскивать нельзя.
Надежде Горностаевой, инвалиду из Вологодской области, платили пенсию выше, чем должны были. С 2010 года ей переплатили 400 000 руб., потому что в документах была ошибка. В результате суд взыскал с нее эти деньги.
Женщина обратилась в Конституционный суд, потому что ошибка в документах была допущена не по ее вине, к тому же это всего лишь формальное нарушение, и она в любом случае является инвалидом и имеет право на пенсию.
КС, хотя и признал, что оспариваемая ст. 25 закона о трудовых пенсиях не противоречит Конституции, постановил пересмотреть дело Горностаевой, потому что в ее действиях не было злого умысла, а справка об инвалидности была недействительна лишь формально. Фактически женщина была и остается инвалидом.