Юридические чемпионы мира из России: кто они такие
Успех российских студентов в этом году можно считать неожиданным, но нельзя назвать случайным. Партнер Double Bridge Law Сергей Усоскин, тренер команды юрфака МГУ, которая в этом году дошла до 1/16 финала, говорит о закономерностях высоких результатов: «Российские команды становятся сильнее с каждым годом. В прошлом году МГУ первый из российских команд дошел до 1/8 в конкурсе Виллема К. Виса, в этом году в плей-офф вышли уже два представителя РФ – ВШЭ и МГУ». Кроме того, студенты московского университета получили от организаторов соревнования награды как лучшие спикеры (Игорь Кириллов, Камиль Махизаде, Наталья Солдатенкова), добавляет Усоскин.
Несмотря на различные проблемы в сфере отечественного образования, ряд юрфаков в России делает чудеса, резюмирует Сергей Савельев, управляющий партнер «Савельев, Батанов и партнеры» (спонсор команды ВШЭ), серьезных достижений в конкурсе в этом году добились сразу два российских университета.
Отбор в команду
Высшая школа экономики шла к такой победе с 2009 года, именно тогда студенты «Вышки» впервые попробовали свои силы в этом конкурсе. Участник первой команды Анастасия Шишкина, юрист DLA Piper, вспоминает, что девять лет назад в вузе, казалось, почти никто не знал о международном турнире. Мы сами нашли тренера и договорились о финансировании нашей поездки, вспоминает она.
За прошедшие годы ситуация изменилась – в университете даже появились правила формирования команды для Vis Moot, которые представляют собой многоэтапный отбор. Сначала студенты записываются на курс по международному коммерческому арбитражу на английском языке. Его преподают главные наставники коллектива – профессор НИУ ВШЭ Михаил Гальперин и Елена Мазетова, ведущий юрисконсульт «Яндекса». На этой дисциплине учащиеся знакомятся с классической иностранной литературой по предмету и разбирают дела в форме case-study (метод конкретных ситуаций). После короткого периода «вовлечения» уже в начале учебного года идет устный этап отбора, где тренеры оценивают речь потенциальных участников с точки зрения общей логики, структуры, знания кейса и вопросов права. Претендовать на попадание в команду могут и те, кто не ходил на курс по международному коммерческому арбитражу, правда таким кандидатам придется посложнее без необходимой подготовки.
Дальше наставники сами выбирают студентов, параллельно рассказывая кандидатам, что их ждет при подготовке к конкурсу; весь этот отбор проходит за первый осенний месяц. Тренерам нужно понять, насколько готовы молодые люди к последующей полугодовой тяжелой работе, объясняет один из наставников команды этого года, магистрант НИУ ВШЭ Александр Жданович. После перечисленных испытаний в конце сентября «счастливчики» получают «письмо» с темой: Welcome to the Higher School of Economics Vis Moot Family. По содержанию очень теплое и настраивающее на будущую работу послание, делится секретом Жданович. Через все эти этапы прошли и действующие чемпионы.
Борьба за победу
Конкурс стартовал 6 октября 2017 года и состоял из двух частей – письменной и устной. Сначала участники получили фабулу вымышленного спора. Она касалась поставки шоколадных тортов, которые не соответствовали этическим стандартам, предъявляемым покупателями. В присылаемом задании организаторы поставили перед командами два процессуальных вопроса и еще два – по материальному праву.
После этого, за 2 месяца (к 7 декабря 2017 года), студенты подготовили 35-страничный меморандум истца со ссылками на доктрины и судебную практику. Организаторы перераспределили полученные меморандумы между всеми командами-участниками, и недавним заявителям пришлось вообразить себя ответчиками, придумывая соответствующие аргументы для отстаивания своей новой позиции. Параллельно шли трехмесячные устные тренировки.
24 марта 2018 года уже началась реальная борьба. Первые четыре раунда соревнования, где в этом году оказались 362 команды со всего мира, проходили без отсеиваний за 3 дня. Судьи – интернациональный состав ученых-правоведов и практикующих юристов из сферы арбитража – оценивали устные выступления команд и ставили им баллы, по результатам которых определился топ-64 лучших коллективов. После чего каждая игра пошла уже на вылет. «Вышка» в так называемом плей-офф с 27 по 29 марта на походе к финалу успела выбить из соревнования МГУ им. М. В. Ломоносова, Columbia University, Middle Temple London и Университет Бухареста. А в финале ВШЭ одолела студентов из Кембриджа, выступая в роли ответчиков по игровому делу. В решающем поединке российский университет представляли Владимир Косцов и Гаяна Гулян.
Победители: о любимых писателях, юридических мечтах и планах на будущее
Владимир Косцов, студент 4 курса факультета права НИУ ВШЭ (из Северодвинска Архангельской области).
Я выбирал профессию, исходя из тех сфер знаний, которые мне всегда были близки, – это обществознание и иностранные языки.Если будет намечаться какое-то действительно научное исследование, то обязательно пойду в аспирантуру. Но для меня пока LLM выглядит более универсальным вариантом. Нашей юридической школе необходимо стать частью мировой науки, развивать преподавание международного публичного права и международного частного права. Для этого нужно приглашать иностранных лекторов, вводить курсы на английском языке, использовать ведущие зарубежные учебники. Признанные в мире книги часто даже не представлены в университетских библиотеках. Отрадно, что в ВШЭ работа по интернационализации давно ведется, но необходимы изменения во всей системе образования. Надо продолжать вводить на юрфаках практикоориентированные курсы в дополнение к классическим теоретическим предметам. Главное, чтобы эта тенденция не была в ущерб хорошей теории, которая лично для меня в университете должна оставаться приоритетной.Гаяна Гулян, студентка 4 курса факультета права НИУ ВШЭ (из Орла, выросла в Майкопе, Республика Адыгея).
Меня на факультет права в «Вышку» привела сама судьба: «И сейчас мне уже сложно представить, кем бы я стала, если не юристом». Наверное, выбрала что-то творческое: «Я обожаю литературу, особенно произведения Достоевского». Планирую получить LLM за границей. Правда, нас уже успели завалить своими предложениями потенциальные работодатели: «Но мы еще не перевели дух, чтобы изучить их внимательно».Я настоящий фанат «Игры Престолов», слежу за всеми последними новостями и жду выхода последнего сезона.Оксана Тюсина, студентка 4 курса факультета права НИУ ВШЭ (из Борисоглебска, Воронежская область).
С детства меня прочили в юристы, потому что я была болтливой девочкой, которая всегда старалась доказать, кто тут прав. Правда при поступлении в университет мотивы выбора профессии у меня были уже иные. Тогда начало складываться понимание, что юристы – это люди, которые могут что-то изменить через улучшение правовой системы. Задумываюсь о работе в консалтинге, но не только: хотела бы параллельно преподавать в «Вышке». Здорово, что юрфирмы организовывают для студентов практикоориентированные курсы, а сами вузы дают нам возможность изучать не только российское право и не только на русском языке. Есть и минусы. К тем же мут-кортам или дебатам сохраняется скептическое отношение среди некоторых преподавателей в других вузах. Да и нашему правопорядку стоит тоже перебороть в себе целый ряд недостатков – перестать бояться серьезных изменений, избавиться от формализма и неуважения к суду.Лодовико Амианто, студент 3 курса факультета права Туринского университета (Италия), обучается по обмену на факультете права ВШЭ (из Фоссано, Италия).
Во многом интересом к изучению права я обязан своей семье. Мой отец, будучи нотариусом, часто приносил домой документы по судебным делам и обсуждал их со мной, превращая это в игру. А мама часто повторяла: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни дня». Вообще, я всегда воспринимал право как большую игру вроде «Монополии». Не существует ничего более захватывающего, чем попытка разобраться, как функционирует такая система. Когда я прихожу к пониманию сути конкретного кейса или доказываю свои доводы на публике – это ни с чем не сравнимые эмоции. На моей родине после окончания пятилетнего обучения выпускники едва ли готовы решать реальные юридические задачи, такие как написание меморандума или подача иска. В России сильнее связь студентов с реальным юррынком. В Италии редко можно встретить учащегося, который работает параллельно с получением образования. У нас юрфирмы не очень заинтересованы тратить ресурсы на студента, который еще мало компетентен, чтобы приносить пользу компании, и такой порядок вещей существенно затрудняет выход молодого специалиста на рынок.Хочу работать в крупном ильфе. Как и все, я смотрел Suits (сериал про юристов), но Майк Росс явно не мой герой. Моя карьерная мечта описывается двумя словами – Харви Спектор. Однако после достижения определенного уровня я бы предпочел сфокусироваться на деятельности pro bono. В этом я вижу свой гражданский долг. Чтение – одно из моих самых любимых занятий. Считаю, что мое мировоззрение сформировало произведение «1984» Джорджа Оруэлла. Правда в последнее время мне интереснее читать о юристах. Из последнего мне понравилась книга «Фирма» Джона Гришэма, которую, на мой взгляд, обязан прочитать каждый будущий юрист. А еще я в ближайшее время собираюсь получить третий разряд в большом теннисе.Вера Быкова, студентка 1 курса магистратуры факультета права НИУ ВШЭ (из Калининграда, закончила лицей в Краснознаменске, Московская область).
Мой отец – доцент МГТУ им. Баумана – всегда хотел, чтобы я пошла по его стопам и занималась физикой и информатикой. Но мне пришлось его разочаровать, когда в 9 классе я выиграла Всероссийскую олимпиаду по праву и поняла, что буду заниматься только юриспруденцией. Для меня право – прекрасное сочетание точных знаний и творческого подхода. Собираюсь отправиться на учебу по обмену в парижскую Сорбонну – уже в следующем семестре. Из плюсов российского образования я бы отметила академическую свободу, к которой мы плавно движемся. Студенты все меньше зубрят наизусть тонны кодексов, которые завтра поменяются в корне. Мы дискутируем, критикуем, изучаем подход разных стран к одним и тем же правовым институтам. Когда хочется отвлечься от права, я играю на гитаре произведения своего любимого аргентинского композитора – Астора Пьяцоллы. Могу часами слушать виниловые пластинки на старинном патефоне. У меня есть два любимых произведения: «Комментарий к Гражданскому кодексу» Артема Карапетова и серия книг о Гарри Поттере. Мечтаю выступить на заседании в Верховном суде. «Я как-то раз в качестве слушателя была на процессе в экономколлегии, и разбирательство с участием «тройки» судей Ивана Разумова, Ирины Букиной и Сергея Самуйлова – это не менее мощно, чем финальные раунды Виса или Джессопа (другой международный юридический конкурс)».Дмитрий Горчаков, студент 4 курса факультета права НИУ ВШЭ (из Никольска, Вологодская область).
В 11 классе юриспруденция для меня точно не была приоритетным направлением. Хотел учиться на востоковедении, но не очень четко понимал перспективы трудоустройства с такой специализацией. В итоге выбрал определенность – факультет права. Мечтаю получить LLM в англоговорящей стране. Дело тут не только в уровне приобретаемых знаний, престиже и приписке к фамилии на визитке, скорее важен колоссальный культурный опыт и навыки общения, которые получаешь после погружения в юридическую среду другой страны. Выбирая между рульфом и ильфом, я совру, если скажу, что зарплата не имеет значение, имеет и достаточно большое: в ильфах она выше. Уровень нагрузки, престижность вывески, использование английского, атмосфера в коллективе - много факторов, которые нужно учитывать. После победы юрфирмы стали намного активнее приглашать нас на собеседования, которые запланированы уже на следующую неделю. Исходя из того, что я слышу, – в профессии много людей, для которых цель всегда оправдывает средства. При таком поведении внутри сообщества мы получаем отрицательное отношение неюристов к юристам. Кроме этого, слишком много юрфаков в стране выпускает некомпетентных «специалистов» пачками и практически отсутствует развитие публичных отраслей права, не считая, пожалуй, уголовного права. В «публичке» нет активных дебатов, практически не выходят значимые научные труды в этих отраслях, соответственно, не происходит надлежащей подготовки кадров для госорганов, от чего в итоге страдают все. Мечтаю не терять интерес к юриспруденции. Понятно, что сохранять его постоянно невозможно, но я не хочу, чтобы занятие правом (будь то практическая или научная деятельность) превратилось для меня в каторгу.Ринат Гареев, студент 4 курса факультета права НИУ ВШЭ (из Азнакаево, закончил школу в Набережных Челнах, Республика Татарстан).
С самого детства я мечтал стать пилотом, но определенные обстоятельства заставили отказаться от этой затеи. Но моя жизнь все равно так или иначе будет связана с авиацией – в будущем планирую развиваться именно в области транспортного права и, возможно, преподавать этот предмет. Мне уже удалось поработать в компании, которая занимается защитой прав авиапассажиров по всему миру. В следующем году я буду обучаться по программе LLM в Университете Иллинойса в Чикаго. После получения степени планирую вернуться в Россию и поступить в аспирантуру.В образовании самое ценное – это всегда люди. Я хочу еще раз выразить свою безграничную благодарность тренерам команды. Опытные, мудрые, авторитетные, которые помогали решить любые проблемы, и останутся наиболее яркими «учителями» за время всего обучения в университете. Обожаю ходить в походы и изучать новые языки, уже овладел китайским, а в планах – арабский.Екатерина Балюк, студентка 1 курса магистратуры факультета права НИУ ВШЭ (из Калининграда).
Меня юридическая профессия всегда привлекала особым шармом. Возможность защитить интересы своего клиента и помочь суду восстановить справедливость в каждом конкретном деле меня притягивают. В ближайшем будущем задумываюсь о получении степени магистра права за границей, а после этого, когда подготовлюсь там ко всем юридическим вызовам, планирую вернуться в Россию. Если говорить о работе, то я бы обратила внимание, прежде всего, на рульфы, а не на ильфы. Сейчас российский юррынок стремительно развивается и предлагает нам, молодым специалистам, множество возможностей для самореализации. Я увлекаюсь не только правом, но еще литературой и рисованием. Мечтаю когда-нибудь закончить художественную академию.Тренеры и спонсоры
Огромная заслуга в успехах команды ВШЭ лежит на ее тренерах, все из которых раньше сами выступали на этом конкурсе как участники. Когда 9 лет назад мы собрались нашей первой Vis Moot командой в «Вышке», мы даже приблизительно не могли себе представить, в какой невероятный, сложный и интересный проект это все вырастет, говорит один из главных наставников Елена Мазетова, ведущий юрисконсульт «Яндекса».
Самое главное – наши студенты! Сегодняшняя победа – это результат их титанической работы, полной самоотдачи, целеустремленности, глубочайшей погруженности в проблему. Удивительно, что даже по дороге с финала ребята продолжали обсуждать кейс и спорить о том, какой аргумент все же более точный. Никто из них не воспринимал это как очередной студенческий конкурс, это был серьезный профессиональный вызов, на который нужно было достойно ответить.
Это победа, к которой мы шли много лет, добавляет Эльза Даулетшина, юрист Jones Day: «И в первую очередь для нее нужны гениальные студенты, готовые много работать и совершенствоваться. Мы давали им полную свободу действий, направляя лишь в плане права и презентации позиции». Для наших подопечных не существовало понятия «вполсилы», и они выкладывались на все 100%, восторгается Татьяна Мурзабаева, юрист Kingfisher: «Они весь сезон видели перед собой четкую цель – победить и делали все возможное и невозможное, чтобы подготовиться к своим главным раундам».
Как мы будем жить после этой победы? Отдохнем и снова за работу. Vis Moot в «Вышке» – это навсегда и это про людей. Про «совет директоров» – Елену Мазетову и Михаила Гальперина, которые одновременно и пример для подражания, и тяжёлая артиллерия для трудных ситуаций. Про «бейби коучей» – юных профессионалов, бывших участников, которые не видят жизни вне конкурса. Про Vis Moot семью – огромное сообщество талантов, разбросанных по разным юрфирмам и даже странам, но объединённых общей идеей. Про чудесных друзей из других команд по всему свету, которые были рады за нашу победу как за свою. И, конечно, про гениальных участников – настоящих и будущих, которые для нас всегда мировые чемпионы.
Основным спонсором команды выступило АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» – сопровождали команду от тренировочных этапов до поездки. Марина Чиркова, директор по обучению и развитию персонала ЕПАМ, рассказывает, что к ним за поддержкой для участия в подобных конкурсах обращаются команды из разных вузов. Если мы видим серьезный подход к подготовке, горящие глаза, нацеленность на победу – скорее всего, такую команду и поддержим, объясняет она. Многие юристы нашего бюро являются энтузиастами moot-court движения, тренируют и консультируют команды, добавляет Чиркова: «Кроме поддержки знаниями и финансирования поездок команд, мы предлагаем лучшим пройти стажировки в ЕПАМ, чтобы работать с преподавателями и тренерами, у которых они учились».
Я до сих пор не могу поверить в эту победу. Это такая радость и гордость за то, что профессионализм всегда будет оценен по достоинству, независимо ни от каких геополитических противоречий разных стран.