Бесплатно и со скидкой: эксперты оценили юрпомощь pro bono в США
Эксперты, юристы крупных американских компаний, сочли выводы удивительными, но логичными. В исследовании поучаствовали более 47 000 юристов, оценивших работу за 2016 год.
Общие показатели
Согласно выводам исследователей, в 2016 году американские юристы тратили на бесплатную работу в среднем 36,9 часов. Если учитывать только тех, кто брал подобные проекты, этот показатель возрастает до 64,5 часов. Тех, кто более других вовлечен в бесплатную юрпомощь и тратит на нее больше 80 часов в год, – 11,3% из всех опрошенных.
56% юристов участвовали в подобных делах в 2016 году, 1 из 5 юристов не оказывал помощь pro bono.
Наиболее типичная работа pro bono – помощь малоимущим слоям населения. Как правило, дела попадают к юристам через специальную программу или личные контакты. Одно дело занимает обычно 16 часов. Больше всего времени при полном ведении дела отнимают споры о медицинской халатности. Если речь идет о частичном участии юриста в разбирательстве, на первом месте по длительности споров кейсы с участием несовершеннолетних. 81,2% юристов замечают, что спор отнял больше времени, чем ожидалось, 26,2% указали, что дело получилось более запутанным, чем они рассчитывали.
Четверть споров, над которыми приходится работать, касаются вопросов семейного права. Чуть меньше дел по уголовному праву, литигации, наследственным делам и иммиграции. При этом 81% юристов оказывают помощь физлицам, а не организациям.
81% опрошенных указали, что считают работу pro bono очень важной. Вдохновляют возможность принести пользу обществу, соображения этики и осознание своего долга как представителя юридической профессии. Однако на вопрос о планах заняться благотворительными проектами в следующем году положительный ответ дали только 45% юристов.
До 70 и старше
Соотношение между юристами разных возрастов, выбирающих работу pro bono, оказалось в пользу специалистов со стажем. "Я замечаю значительный интерес к работе pro bono у ассоциатов крупных юрфирм", – указала Вренна к. Девейни, директор программ prо bоnо в компании Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom из Чикаго. Однако у более старших юристов действительно больше возможностей для такого вида деятельности. Юристы в возрасте от 70 до 74 лет в 2016 году работали pro bоnо в среднем 58 часов, в возрасте 55–69 – около 40 часов, говорится в докладе. Те, кому от 30 до 49 лет, тратят на это около 30 часов.
В более старшем возрасте многие юристы уже выходят на пенсию и "предпочитают посвящать свое время работе pro bono", говорится в докладе. Однако с выводами не согласился Стивен Шульман, pro bono-партнер Akin Gump Strauss Hauer & Feld с 20-летним опытом. Младшие юристы, когда речь заходит о часах pro bono, работают вдвое эффективнее, замечает он. И объясняет это тем, что у них нет семьи и других обязательств, которые отвлекали бы их от работы.
Когда юристов спрашивали, что мешает им заниматься работой pro bono, они указывали нехватку времени, семейные обязанности или недостаток опыта в отдельных областях.
Но Шульман и Девейни отметили: их опыт отражает положение вещей исключительно в крупных фирмах – в компаниях меньших размеров ситуация, вероятно, иная. Но данные доклада говорят о том, что юристы крупных фирм больше работают бесплатно, чем небольшие компании.
В компаниях, где число сотрудников более 300, в среднем тратили на проекты pro bono 72,8 часов в 2016 году. В компаниях с 101–300 юристами этот показатель почти вдвое ниже – 41,8 часов. Объяснения просты: у крупных юрфирм больше ресурсов для подобной работы. Департаменты pro bono в крупных американских юрфирмах по сути представляют собой целые небольшие компании внутри компании, которые ведут процессы от начала до конца, говорит Энтони Перез Кассино, ассоциированный директор по социальным проектам в Milbank, Tweed, Hadley & McCloy LLP. Они находят клиентов, выявляют конфликты интересов, ведут дела и учитывают рабочие часы, потраченные на такую работу, говорит Кассино.
О помощи pro bono в России:
"Большие фирмы имеют ресурсы, чтобы помогать, но и небольшие в это вовлечены. В самих фирмах зачастую pro bono – удел младших юристов. Но нередко и партнёры тратят значительное количество часов на статусных, но бесплатных клиентов. Особенно если риски для клиента высоки или он вовлечён в масштабный проект. Чаще всего фирмы ищут в pro bono хорошей рекламы. В то же время многие занимаются этим, рассматривая такие проекты как проявление социальной ответственности. То есть помогают просто потому, что надо помочь".
У крупных компаний есть инфраструктура и поддержка для подобных проектов, притом что небольшие фирмы для pro bono вынуждены многим жертвовать, соглашается Шульман. И Шульман и Девейни согласны, что результаты доклада воодушевляют – ведь согласно его результатам 81% юристов работали на благотворительных началах хотя бы раз в жизни. “Если вы это не делаете – вы откалываетесь от большей части юрсообщества”, – замечает Девейни.
Мотивация для юристов
В докладе также оценили, что заставит юристов посвящать больше времени благотворительным проектам. В числе основных мотивирующих факторов в США указали поддержку со стороны судейского сообщества, больше возможностей для того, чтобы вести не целое дело, а заниматься отдельными этапами спора, предоставление образовательного кредита со стороны государства на подобную работу или меньший процент по кредиту, возможность работать по делу с ментором или самому иметь возможность курировать младших юристов, или же просто просьба коллегии.
Что касается уже существующей поддержки со стороны работодателя юристам, готовых работать бесплатно, наиболее популярная мера – возможность использовать внутренние ресурсы фирмы, заниматься этими делами в рабочее время, возможность биллить потраченные на них часы и существование в компаниях специальных политик, направленных на поддержку бесплатной юрпомощи.
57% оказывающих такую помощь также указали, что подобная работа в период студенчества помогает сохранить такую практику и при дальнейшем становлении в профессии.
О помощи pro bono в России:Мне известно мало примеров, когда юрфирмы бесплатно оказывают помощь действительно обездоленным людям, за которых некому попросить и от которых сложно ожидать даже косвенной прибыли. Возможно, это связано со скромностью коллег, а возможно, с отсутствием большого количества таких примеров. Юристами движет коммерческая целесообразность – необходимость каждый месяц платить по счетам. Единственным примером помощи клиентам, у которых нет возможности платить известным юристам, являются юридические клиники при учебных заведениях. Студенты под надзором опытных преподавателей оказывают юридическую помощь. Такая практика позволяет убить двух зайцев: и помочь клиенту, и научить студента. Этот формат следует всецело развивать.
Помощь со скидкой
Также многие юристы в США демонстрировали готовность оказывать юрпомощь не бесплатно, но со значительной скидкой. Так делала пятая часть опрошенных. Четверть из них предоставляла скидку на услуги до 50%, каждый пятый – до 75%. После предоставления скидки стоимость услуг колебалась в пределах от 1 до 150 долларов за час работы. Четверть предоставляющих скидки брала за работу менее 50 долларов в час, пятая часть – более 150 долларов в час.
Еще 15% занимались бесплатным обучением юристов, столько же выступали спикерами на мероприятиях, 7% опрошенных бесплатно выступали менторами для других юристов, участвующих в благотворительных проектах.