Юрист
12 октября 2018, 7:56

Следствие ведут адвокаты

Спрос на адвокатские расследования растет, хотя профессионально этим занимаются лишь единицы. Защитники способны по заданию клиента разыскать того, кто скрывается, прочитать удаленную переписку, вручить повестку для участия в зарубежном судебном процессе. Иногда это просто, а иногда приходится организовывать целые «постановки». Адвокаты могут без лишнего шума собрать доказательства преступления, но при этом рискуют сами.

У краснодарской судьи Елены Хахалевой не было диплома юриста, когда ее назначили судьей. Изданию об этом рассказал адвокат Алексей Салмин. Он съездил в Сухуми и нашел книгу приказов о зачислении филиала Тбилисского государственного университета, где вроде бы училась Хахалева. Адвокат не нашел о ней упоминаний в разделе 1985 года. 

Таков результат расследования, которое Салмин провел по заказу фермера Елены Дрюковой и судьи в отставке Дмитрия Новикова. О том, что адвокаты могут «вести следствие», знают немногие, но эта услуга может понадобиться, когда нужна действительно независимая помощь. Ей могут воспользоваться акционер или гендиректор, которые подозревают, что сотрудники берут «откаты» или накручивают цены с помощью подконтрольных фирм-посредников. В этих случаях чаще назначают служебное расследование. Но с ним сложно рассчитывать на объективность, если подозрения пали на второе или третье лицо в компании или главу службы безопасности, говорит партнер АБ КИАП  Константин Астафьев. 

Если акционеры сразу потребуют объяснений от коррумпированного менеджера – скорее всего, он не сознается, а, наоборот, «зачистит» следы: удалит письма из электронной почты, предупредит директоров своих посредников о проверке, вывезет из дома печати. Оперативники вряд ли что-то найдут, когда придут с обыском.

Константин Астафьев

Что могут адвокаты

Лучше действовать скрытно, пока сотрудник ни о чем не подозревает. Если обратиться к адвокатам, те без лишнего шума выяснят, в чем дело. Они проконсультируют заказчика, который примет решение, нужно ли увольнять сотрудника и есть ли смысл обращаться в правоохранительные органы. 

Наши самые частые клиенты – руководители крупных или средних организаций. Они подозревают, что сотрудники причиняют фирме убытки, но не могут разобраться сами.

Валерий Волох

Адвокатские расследования помогут и в других уголовных историях. Однажды без вести пропал человек, но правоохранители долго тянули время и отказывались работать, делится Дмитрий Гречко из Регионсервиса. По его словам, родители пропавшего обратились к защитнику, который за несколько месяцев собрал все нужные сведения и узнал, кто совершил преступление. Подобное «следствие» может понадобиться не только потерпевшим, но и тем, кого хотят привлечь к уголовной ответственности до официального следствия или после его начала.

Задачи адвокатского расследования не ограничиваются уголовной сферой. Юристы могут проверить благонадежность и добросовестность потенциального контрагента или помочь в разделе имущества супругов: выяснить по заданию жены, какие активы есть у ее бывшего мужа, приводит примеры Антон Терехин из группы правовых компаний Пучков и партнеры. Адвокаты способны разыскать нужного человека, который является свидетелем в зарубежном процессе, и вручить ему судебные документы по определенной процедуре, делится Астафьев. Иногда это просто, а иногда приходится искать через друзей, знакомых, родственников, «организовывать целые постановки». «Часто в этих случаях мы даже привлекаем частных детективов», – рассказывает Астафьев.

Адвокат поделился историей из практики.

Как адвокаты менеджера искали (спойлер: и нашли)

Рассказал Константин Астафьев

Сотрудника иностранной компании уличили в махинациях с подрядчиками и уволили. Затем акционеры решили добиваться его привлечения к уголовной ответственности и обратились к нам. Мы подтвердили, что признаки преступления есть, и подали заявление.

Но бывший работник скрылся: сразу после увольнения он сменил номер телефона, переехал на новую съемную квартиру и даже продал автомобиль. Не знаю, делал ли он это намеренно или так совпало. Но нам надо было найти, где он живет, потому что у полиции часто нет на это времени. 

Приглашенные IT-специалисты с помощью программы проверили рабочую почту, которую сотрудник, по его мнению, полностью удалил. Из нее мы узнали, что незадолго до увольнения работника его девушка получила новый автомобиль. В почте были и реквизиты страхового полиса. Они помогли через страховую компанию выяснить мобильный телефон девушки. Этот номер привел нас на сайт объявлений: он был указан в объявлении о продаже дорогого ноутбука.

Наш сотрудник позвонил под видом покупателя и договорился о встрече поздним вечером. Было довольно холодно, его пригласили зайти, чтобы показать этот самый ноутбук. Наш человек зашел в квартиру – там сидел тот самый уволенный менеджер.

Основная задача в расследованиях – поиск доказательств. Здесь защитникам пригодились их полномочия: ответы людей можно оформить протоколом адвокатского опроса, а собирать сведения из разных организаций помогают адвокатские запросы. Закон обязывает госорганы и компании отвечать на них в течение 30 дней. Молчание наказывают небольшим штрафом – от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц (ст. 5.39 КоАП), а отказ предоставлять сведения можно обжаловать в суде.

Эффективное расследование немыслимо без анализа цифровых данных: файлов на компьютере, электронной переписки, сообщений, картинок, следов изменения и удаления файлов. Эту информацию нужно фильтровать и быстро изучать сплошным методом. Для этого адвокаты приглашают опытных программистов или даже берут их в команду.

Дмитрий Гречко

Как говорит Астафьев, при работе с электронной почтой надо учитывать требования тайны переписки и защиты персональных данных, чтобы затем можно было передать доказательства следствию или суду. Адвокаты «КИАП» не раз работали с Deloitte – по словам Астафьева, крупные аудиторские фирмы особенно эффективно используют инструменты сбора данных. А нотариусы заверяют протокол осмотра сообщений в СМС, почте и мессенджерах, добавляет руководитель уголовно-правовой практики АБ А-ПРО Валерий Волох.

Скрытные и бдительные 

Результаты расследования охраняются адвокатской тайной. Любые сведения, которые получил защитник, по общему правилу являются тайной – их можно использовать только с согласия доверителя и только в его пользу. Если в адвокатском досье есть сведения, которые изобличают клиента в преступлении, их нельзя задействовать в качестве доказательств по уголовному делу, говорит Терехин. В частности, это относится к предметам и документам, изъятым в ходе обыска в помещении, – их можно использовать как доказательства обвинения лишь в том случае, если они не входят в производство адвоката, поясняет Терехин.

В то же время не стоит забывать, что возможности адвокатов по сбору доказательств ограничены по сравнению с теми, что есть у следователей. Они могут ограничивать конституционные права и применять принуждение, отмечает Волох.

Адвокаты, которые ведут расследования, должны быть очень осторожны. Первое правило – постоянно оценивать, не навредит ли тот или иной поступок клиенту, говорит Терехин. Сделать хуже можно и себе: выход за рамки полномочий грозит наказанием. Например, адвокат, который использует технические средства для негласного сбора информации, рискует потерять статус, рассказывает Гречко. «Хрестоматийный пример» выхода за пределы полномочий приводит Волох – это провокация взятки. Адвокат хочет узнать, готов ли сотрудник компании получить коммерческий подкуп, и провоцирует его взять деньги. Здесь может быть состав преступления (ст. 304 УК). Защитнику может грозить и физическая расправа, если он найдет следы преступлений, которые тщательно скрываются, предупреждает Волох.

Спрос на адвокатские расследования растет, отмечают сразу несколько экспертов. Доверия к правоохранительным органам все меньше, объясняет Волох: «Предприниматели, которые пострадали от экономических преступлений, хотят разобраться и решить проблемы самостоятельно, без возбуждения уголовного дела». Адвокатские расследования – перспективная услуга, подтверждает Гречко: «Ей мало кто занимается. А эффективно в этой нише работают единицы».