Дайджест зарубежной прессы: как Бретт Кавано прошел в Верховный суд США
New York Times: почему приход Кавано все меняет
Момент, которого консерваторы ждали десятилетиями, настал – ставленник Дональда Трампа Бретт Кавано присоединяется к Верховному суду, пишет New York Times. Он получил 50 голосов «за», 48 «против» в американском Сенате. Это минимальный перевес с 1881 года.
Судья занял место более умеренного Энтони Кеннеди, ушедшего в отставку по возрасту, и консерваторы получили большинство – пять судей из девяти. В этом составе Верховный суд США, который многие считают политическим учреждением, может ограничить аборты, расширить право на оружие и пресечь экспансию ЛГБТ, получивших право на брак в любом штате три года назад при поддержке Кеннеди. Кроме того, с приходом Кавано изменения могут ждать программу здравоохранения Обамы, которая предусматривает субсидии для медстраховок малоимущим, а также защиту молодых мигрантов от депортации.
Приход Кавано дает консерваторам перевес в Верховном суде. А значит, в Америке могут ограничить аборты, расширить право на оружие, остановить экспансию ЛГБТ, которым недавно разрешили сочетаться браком во всех штатах.
На практическом уровне, чтобы принять решение, четырем либеральным судьям потребуется пятый голос «справа». Умеренный консерватор Кеннеди всегда находил середину, и Верховный суд США выглядел нейтрально, комментирует судья ВС Елена Каган. Но сейчас, по ее словам, непонятно, сохранится ли это положение.
Коллеги Кавано заявили, что они вне политики и готовы принять судью в свой коллектив. Но все равно в общественном сознании над Верховным судом будет висеть темная туча, пишет New York Times. Это сексуальный скандал, который прогремел незадолго до назначения Кавано.
Al Jazeera: история домогательств 36-летней давности
Когда Кавано ходил в старшие классы в Мэриленде, он знал Кристин Блези Форд, сейчас – 51-летнего профессора психологии, рассказывает Al Jazeera. Как только стало известно, что Кавано выдвинули кандидатом в Верховный суд, она решила обвинить судью в попытке изнасилования 36 лет назад, когда они были тинейджерами. По словам женщины, Кавано с другом затолкнули ее в спальню и пытались снять с нее одежду. Первоначально Форд написала анонимное письмо, но, по ее словам, ей пришлось выступить публично, потому что журналисты раскрыли ее личность.
Кавано отрицал все обвинения. 27 сентября 2018 года оба выступили перед Сенатом, каждый со своей версией событий. Женщина не могла припомнить место и время события, но не сомневалась, что это был Кавано. Мужчина называл себя жертвой «очевидной и гротескной акции по подрыву репутации». Их длинные эмоциональные выступления смотрели по телевидению примерно 20 млн человек. Соцсети бурлили. Сотни женщин, которые протестовали против Кавано, были арестованы полицией. Перспективы кандидата оказались под вопросом, и тут в Сенате запросили паузу.
Страну разрывает на части! Давайте поручим ФБР провести расследование.
Трамп согласился отложить голосование на неделю. Но за это время следователи не нашли ни одного свидетеля, который бы подтвердил обвинения Форд.
Сам Трамп, пишет Al Jazeera, поддерживал судью и называл ситуацию «несправедливой». Он даже позволил себе передразнить Форд.
«Когда это было?» «Не помню». «Как вы там оказались?» «Не помню». «Что это за место?» «Не помню. Но я помню, что выпила одно пиво – это единственное, что я помню».
Washington Post: презумпция невиновности или решение в пользу насильника
Это было классическое противостояние «левых» и «правых», отмечает Washington Post. Выдвижение Кавано пришлось на время, когда общество начало обращать все больше внимания на изнасилования и домогательства. Движению #MeToo уже год, и оно еще больше разделило либералов и консерваторов.
Для защитников Кавано, как выразился Трамп, это был страх ложных обвинений в домогательствах. По словам сенатора Митча Макконнела, который защищал Кавано, никто не подтвердил обвинения Форд. Эти люди напоминают о презумпции невиновности – которая по-прежнему основной принцип американского правосудия. Этой точки зрения также придерживаются многие женщины, которые лояльны к Трампу, которые знали, работали с Кавано или хотят видеть в судах больше судей консервативной направленности.
Их оппоненты возражают, что не видят стремления докопаться до правды, что расследование ФБР было неполным и ограниченным. Сторонники Форд – особенно женщины – могут задаваться вопросом, что поменялось – и поменялось ли вообще – за год с того дня, как вышла первая статья о Харви Вайнштейне. Они будут спрашивать: «Если многим непонятно, кто именно говорил правду, почему эти сомнения были выгодны мужчине, а не женщине?».
Все это подтверждает, что конфликт с назначением Кавано – это больше, чем просто временное явление.
Financial Times: как назначение судьи повлияет на выборы в парламент
О том, как история Кавано вписывается в американскую политическую картину, рассуждает Financial Times. Форд в Сенате допрашивала прокурор Рашель Митчелл, приглашенная республиканцами. Она не атаковала Форд – это вообще не входило в ее планы. Сама Форд сохраняла спокойствие во время, как она сама говорила, ужасающего события.
Напротив, яростный, заплаканный Кавано осудил слушания как «национальный позор», который «полностью и навсегда уничтожил» его имя и семью. Его 45-минутная речь была необычайно эмоциональной, особенно для претендента в судьи Верховного суда США. Она была также очень политической. Но хорошо вписывалась в тактику агрессивной самозащиты, которую предложил Трамп. Говорят, что в Белом доме были довольны выступлением Кавано. Он приходил в ярость, потом жалел себя и так по кругу – выступление вполне в стиле Трампа.
Кавано приходил в ярость, потом жалел себя и так по кругу – выступление вполне в стиле Трампа.
История выборов Кавано завершилась, но «правые» и «левые» продолжат перебрасываться обвинениями и дальше, потому что выборы в Конгресс США грядут 8 ноября 2018 года, отмечает Financial Times. Демократы попытаются выбить у республиканцев контроль над парламентом. Демократы выглядели слабыми в этом году, но случай с Кавано может разозлить их избирателей и вдохновить их быть активнее, отмечает политолог Сьюзан МакМанус.
Что касается самого судьи, его репутацию может быть сложно восстановить. Но гарантированная пожизненная должность – это огромная компенсация. А его влияние на будущее Америки перевесит всю критику вместе взятую.
Buzzfeed: пивной флешмоб
Пока одни протестуют, другие приветствуют Бретта Кавано на новом посту. О «пивном» флешмобе в поддержку судьи сообщил Buzzfeed.
Когда Кавано произносил речь в Сенате и отвечал на вопросы, он признался в любви к пиву и упомянул это слово примерно 30 раз. Форд утверждала, что будущий судья был пьян, когда предположительно набросился на нее. А календари старшеклассников, которые Кавано предъявил в свою защиту, содержали упоминания собраний, где распивали алкоголь. Парламентарии и прокурор задавали судье вопросы на эту тему.
Сенатор Шелдон Уайтхаус спросила о записях в ежедневнике: «Это имело отношение к алкоголю?». На это Кавано ответил: «Я люблю пиво. А вы, сенатор, любите пиво? Что любите пить?».
Именно этим напитком сторонники республиканской партии решили отметить победу Кавано. Они выкладывали свои снимки с пивом и хэштегами #Beers4Brett («пиво за Бретта»).