Юрист
14 марта 2019, 13:15

Трудности в наследство: российский бизнес задумался о передаче активов

Крупные состояния появились в России сравнительно недавно: многие из них родом из 90-х. Сколотившие бизнес-империи продолжают активно работать, но растет и группа бизнесменов, которые задумываются о необходимости передать состояние наследникам без потерь. Для этого надо соблюдать банальный набор правил, объясняют юристы. Но особенности российского делового оборота могут стать серьезным препятствием и для наследодателя, и для наследников, предупреждают эксперты.

Бизнес задумался о вечном

Рост популярности обращений по наследственным вопросам, в частности по вопросам передачи бизнеса следующим поколениям, юристы называют трендом последнего времени. Благодаря естественному ходу вещей первое поколение российского крупного бизнеса задумалось о преемственности. Число таких проектов неумолимо растет, и отличаются они как конфиденциальностью, так и сложностью, признали эксперты, собравшиеся на конференции «Право.ru» «Наследственное право».

Поскольку еще недавно вопрос наследственного планирования остро не стоял, то такая практика только зарождается. На этом фоне развивается национальное наследственное право. На сегодняшний день в России уже появились наследственные фонды, а с июня 2019 года вступят в силу положения, вводящие в использование совместные завещания супругов и наследственные договоры.

Сейчас необходимо выработать единые подходы к правоприменительной практике, чтобы учесть интересы граждан и бизнеса, и ключевую роль здесь играет нотариус как один из главных правоприменителей, отметил Антон Макаров, глава юридического отдела Федеральной нотариальной палаты. Именно нотариус оказывается в центре создания наследственного фонда и имеет широкий круг обязанностей при работе с завещанием. При этом есть проблемы, очевидные уже сегодня, считает Макаров. Например, возможность заверения завещания органами местного самоуправления, которым порой недостает правовой квалификации. Возможная корректировка законодательства предполагает запрет на такое действие, отметил Макаров.

Новые практики, старые проблемы

Кроме сложностей с инструментарием, есть огромное число объективных причин, усложняющих наследование, особенно если речь идет о российском бизнесе. 

Илья Алещев, партнер юридической фирмы «Алимирзоев&Трофимов», одним из основных препятствий на пути к простой схеме передачи бизнеса назвал микроконтроль со стороны создателя империи и отсутствие в ней реальной корпоративной структуры и прозрачных процедур, которые позволили бы работать без первого лица компании. Еще одна проблема для наследования – это часто используемая сложная цепочка владения, включающая кипрские холдинги, компании БВО, номинальных владельцев. При том что с экономической точки зрения бизнес остается единым. Кроме того, российский бизнес, созданный в 90-е, отличает отсутствие акционерных соглашений.

Помимо формальных сложностей, есть и психологические: так, члены семьи могут не быть вовлечены в бизнес или у них могут быть другие планы.

Основная рекомендация для бизнеса – четко простроить корпоративную структуру управления с реальными полномочиями, формализовать отношения бизнес-партнеров, перестроить раздробленную структуру владения и взаимодействия, приведя последнюю в соответствие с бизнес-практикой, и иметь план «Б» на случай, если преемника не будет. 

Илья Алещев, партнер юридической фирмы «Алимирзоев&Трофимов»

Помимо этого, инструменты не будут работать без продумывания периметра людей, которые им управляют: от душеприказчиков до протекторатов в трастах, заметил Алексей Станкевич, управляющий директор Phoenix Advisors.

Как снизить риски при вхождении наследников в бизнес, рассказала Кира Корума, партнер Аснис и партнеры. В числе рисков есть множество факторов – от обязательной доли в наследстве или супружеской доли до неопределенности с составом наследников, с составом кредиторов. Это влияет на решение о принятии наследства или на корпоративные разногласия. Способы защиты сторон – это завещания, завещательный отказ, доверительное управление, создание наследственного фонда или же опцион доли умершего в пользу другого участника. 

Последствия переезда

На деле множество сложностей в российских наследственных делах связаны с наследованием с иностранным элементом. Речь может идти и об активах за рубежом, и о последствиях проживания в другой стране. Смена налогового резидентства обычно не связана с попыткой наследственного планирования: причины скорее личные. Но тем, кто все же думает о передаче имущества наследникам, следует помнить: покупка налогового резидентства не работает, предупреждает Дарья Романова, старший юрист «Алимирзоев&Трофимов». 

Ключевое значение имеет фактическая связь с юрисдикцией: наличие постоянного жилища, центр жизненных интересов, время, проведенное в стране, и т. д. Тем не менее наличие таких связей с иностранной юрисдикцией может повлечь непредсказуемые результаты с точки зрения наследования, которое в большинстве юрисдикций куда сложнее и дороже, чем в РФ. Россия хорошая страна, чтобы в ней умереть, иронизируют юристы. За рубежом наследники могут столкнуться с неожиданно высоким налогом, причем ключевое значение часто будет иметь не законодательство страны, резидентом которой был наследодатель, а так называемый домициль – страна, где он постоянно проживал. По этому праву и будет проходить процедура наследования. Например, в России и за рубежом существенно разнятся положения об обязательной доле в наследстве, привела пример Ксения Иванова, адвокат, партнер коллегии адвокатов Ивановы и партнеры. Так, в Испании наследство делится на три равные части: обязательная доля – наследуется только определенным образом, дополнительная – вторая треть, последняя – предполагающая неограниченное распоряжение наследодателя. В таких делах острым является вопрос применимого права – от этого зависит, как будет выделяться и рассчитываться обязательная доля. 

Большой вопрос возникает относительно недвижимости. Например, будет ли имущество в Испании учитываться при расчете обязательной доли в российском суде.

Ксения Иванова, адвокат, партнер коллегии адвокатов «Ивановы и партнеры»

Евгений Петров, лектор ИЦЧП имени С. С. Алексеева при Президенте РФ, указал на типичные для состоятельного россиянина проблемы – наследование недвижимости за рубежом. Обычно российские суды указывают, что иностранные активы должны делиться по зарубежному праву, отмечает Петров. Но большинство стран ЕС, исходя из имеющегося гражданства, позволяют выбрать в завещании применимое к наследованию право, то есть если в завещании указано российское наследственное право, то ухода в зарубежную юрисдикцию можно избежать, говорит Петров.

Кроме того, трудности могут быть связаны с необходимостью объяснить российскому нотариусу или суду реалии зарубежных стран или структуры бизнеса. Последняя проблема возникает и при параллельных спорах о наследстве в российских и зарубежных судах, заметил Антон Мальцев, партнер Baker McKenzie. При этом в выигрыше оказывается сторона, которая первая выбрала наиболее удачную юрисдикцию для подачи иска. Первое решение в долгой тяжбе, как правило, оказывается определяющим.

Банкротство по наследству

Константин Савин, партнер адвокатское бюро Павлова и партнеры, рассказал о неизвестном обывателю институте – иске к наследственному имуществу. 

Большинство версий о том, зачем давать кредиторам возможность предъявить такой иск к наследственному имуществу, сомнительны. Я склоняюсь к тому, что основная цель, которую преследовал законодатель, – это возможность приостановления течения срока исковой давности: в РФ при внесудебном требовании кредитора исковая давность не приостанавливается.

Константин Савин, партнер адвокатского бюро «Павлова и партнеры» 

Савин уточнил, кому должен быть доступен иск к наследственному имуществу и по каким требованиям. Такой иск кредиторы могут предъявить не всегда, а от момента предъявления иска меняется подсудность. Суды говорят, что иск может быть подан с даты открытия наследства до истечения шестимесячного срока, указал Савин на особенности судебной практики.