Судьи
21 мая 2019, 12:05

Как формируют новые суды и определяют судебную нагрузку: итоги Совета судей

На пленарном заседании Совета судей председатель Верховного суда рассказал, сколько судей рекомендовали в новые суды, по какому принципу формируют аппараты новых СОЮ, и напомнил о законодательной работе ВС. Глава Совета судей в своем выступлении остановился на более активном применении новых технологий в работе судов и борьбе со «скандализацией правосудия» через развитие принципа открытости у судебной власти.

Самое длинное выступление на пленарном заседании Совета судей оказалось у Вячеслава Лебедева, главы Верховного суда. Он начал со слов о том, что сейчас продолжается реализация системных мер, направленных на укрепление независимости судей и повышение эффективности системы правосудия. В новых СОЮ предусмотрено 890 судейских должностей (считая зампредов). Глава ВС рассказал, что ВККС уже рассмотрела 906 кандидатур, из них рекомендованы 567 претендентов (63%). Приоритет при отборе отдается наиболее опытным кандидатам, объяснил докладчик. Суд считается образованным, если в него набрано не менее половины судей от установленного числа. Не позднее 1 октября 2019 года суды начнут работу. По словам Лебедева, раньше времени не стоит говорить о том, что процесс формирования новых судов якобы затягивается. Он добавил, что уже в июле текущего года будет принято постановление Пленума ВС, которое разъяснит тонкости функционирования новых СОЮ. 

Мы преследует в первую очередь обеспечение качества, а не количества или скорости, поэтому разговоры о перетягивании в новые суды сотрудников аппарата являются надуманными. Мы никого никуда не перетягиваем, вопрос трудоустройства в аппараты кассационных и апелляционных судов всегда был и остается делом добровольным. В первую очередь мы преследуем цель качественного профессионального наполнения.

Вячеслав Лебедев

Новеллы от Верховного суда

Глава ВС остановился и на законодательной теме. Так, сейчас в Госдуме находится проект ФЗ о государственной судебной службе в РФ. Этот документ надо принять, так как деятельность аппарата судов существенно отличается от работы государственных гражданских служащих, подчеркнул Лебедев. Он напомнил и о том, что с 1 сентября 2019 года вступает в силу новелла об обязательном аудиопротоколировании судебных заседаний и автоматизированном распределении дел с учетом нагрузки и специализации судей. Также для судей появится и новый вид взыскания – понижение судьи в квалификационном классе. Действовать такая мера будет только в том случае, если раньше к судье уже применялось дисциплинарное взыскание (см. «Новые правила: как судьям будут понижать квалификацию»).

Докладчик рассказал и о том, что весной этого года Пленум ВС внес в Госдуму проект ФЗ, предусматривающий назначение мировых судей на должность без ограничения срока полномочий. Документ призван унифицировать правовой статус мировых и федеральных судей.  Изменились и максимальные суммы исковых требований сторон по делам, которые рассматривают арбитражные суды в упрощенном порядке, добавил Лебедев. Они повышены для организаций с 500 000 до 800 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей – с 250 000 до 400 000 руб. Кроме того, в гражданское и арбитражное судопроизводство вводится новая мера реагирования на нарушение порядка в судебном заседании – это ограничение выступлений сторон, сказал глава ВС. По его словам, также будет унифицирован порядок рассмотрения заявлений об отводах.

Еще одна новелла, на которую обратил внимание Лебедев, касается того, что Госдума изменила порядок возбуждения уголовных дел на мировых и районных судей. Теперь ВККС будет давать своё согласие на возбуждение уголовных дел в отношении судей районных, городских, межрайонных судов, а также мировых судей. 

О пленумах

В текущем году в ВС продолжится работа по единообразию судебной практики. До конца этого года планируется принять сразу несколько постановлений Пленума ВС, подчеркнул Лебедев: о вопросах применения норм Бюджетного кодекса при обращении взыскания на средства бюджета (уже на следующей неделе), по практике разрешения уголовных дел по ст. 238 УК («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). 

Кроме этого, Пленум ВС даст разъяснения по особенностям рассмотрения дел, которые предусматривают наказание за налоговые преступления, по гл. 12 КоАП («Административные правонарушения в области дорожного движения») и по вопросам международного частного права. 

Борьба со «скандализацией» и расчет нагрузки

Глава Совета судей Виктор Момотов рассказывал про активное использование новых технологий в судебной системе. По его словам, из-за введения сплошной кассации увеличится документооборот между судами, который планируется по максимуму вести в электронной форме. А у мировых судей будут электронные архивы вместо бумажных.

Кроме того, недавно Совет судей изучил опыт других правопорядков по противодействию такому процессу, как «скандализация правосудия». Лучшее решение по борьбе с таким явлением – это активное распространение объективной информации о деятельности судов самими судами, подчеркнул Момотов: «Надо лучше налаживать диалог со СМИ, повышать открытость судов». Для реализации этих задач президиум Совета судей разработает в этом году новую концепцию информационной политики судебной системы, сообщил докладчик.

Вызывает беспокойство у главы Совета судей расширительное толкование термина «конфликт интересов». По словам Момотова, у судей не должно быть презумпции недобросовестности, иначе суды по надуманным основаниям будут лишаться опытных кадров. Конфликт интересов должен быть подтвержден конкретными данными, а не предположениями и домыслами, подчеркнул докладчик. А ситуации, когда члены семьи занимают в одном регионе должности судей в СОЮ и арбитражных судах, давно пора перестать считать конфликтом интересов, уверен Момотов. 

Помимо перечисленных мероприятий в судейском сообществе сейчас идет работа над проектом технического задания о разработке норм судебной нагрузки. Об этом говорил председатель Арбитражного суда Республики Мордовия Сергей Александров. Он рассказал об опыте других стран в этой сфере, который удалось изучить. 

Так, в Болгарии нет большого количества групп судебных дел в классификаторах, а поправочные коэффициенты используются лишь в редких случаях, констатировал докладчик. Повышающий применяют, если в одном споре участвует более пяти истцов. А понижающий применят, когда дело прекращается из-за достижения мирового соглашения между сторонами разбирательства. Вместе с тем система оценки нагрузки в Болгарии используется только для равномерного распределения дел, подчеркнул Александров. По его словам, аналогичным образом используются нормы судебной нагрузки и в Казахстане для автоматизированного распределения дел между судьями.