Самые интересные законопроекты апреля
«Тяжкие» дела без особого порядка
Проблема: 70% дел рассматривается в особом порядке, без судебного разбирательства. Подсудимый признает вину, и ему могут снизить наказание, в том числе и в делах по тяжким преступлениям. Дела 58% обвиняемых в тяжких преступлениях рассмотрели в особом порядке в 2018 году. Такие цифры приводятся в пояснительной записке к законопроекту Верховного суда. Но тяжкие преступления обычно особо сложные, они затрагивают интересы множества потерпевших, вызывают общественный резонанс. Они требуют высокой степени процессуальных гарантий.
Решение: Верховный суд предлагает отменить особый порядок по делам о тяжких преступлениях. Так было в более ранней редакции 314 УПК. Кроме того, законопроект дает право прекратить дело в особом порядке, если к тому будут основания.
Мнения юристов: изменения приветствует ведущий юрист юрфирмы Intellect Анатолий Зазулин. По его словам, сейчас суд не может прекратить дело, если оно рассматривается в особом порядке – можно только вынести обвинительный приговор. Если дать ему это право, процедура станет более гибкой и менее формальной, считает юрист. А отмена особого порядка по делам о тяжких преступлениях – это заметный шаг для либерализации процесса, считает Зазулин. Ведь особый порядок – предельно короткая процедура, там не проводятся заседания и не исследуются доказательства.
Иного мнения партнер АБ ЗКС Кирилл Махов. Он считает, что законопроект ухудшит положение обвиняемых по тяжким статьям, потому что лишит их возможности выбора. Сейчас они могут признать предъявленное обвинение и рассчитывать на уменьшение наказания. А могут отрицать вину и не согласиться на особый порядок, объясняет Махов.
Когда законопроект примут, оправдательных приговоров не прибавится, а вот сроки наказаний по тяжким преступлениям вырастут.
Махов напоминает, что к тяжким преступлениям относятся такие распространенные «предпринимательские» составы, как ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное в особо крупном размере или организованной группой) и ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата, совершенная в особо крупном размере или организованной группой).
Капиталы без наказаний
Проблема: в феврале 2019 года президент Владимир Путин поручил правительству в очередной раз продлить амнистию капиталов. «Именно недостаточные гарантии защиты частной собственности вынудили многих предпринимателей регистрировать свои активы за рубежом и выводить их», – отметил президент.
Решение: пакет законов прошел все чтения и 23 апреля был одобрен в Совете Федерации. Теперь налоговая, административная и уголовная амнистия распространится на нарушения, совершенные до 1 января 2019 года. Воспользоваться ею могут те, кто возвращает деньги в Россию и зарегистрирует бизнес в специальных административных районах (САР) – на острове Октябрьский в Калининграде и на острове Русский во Владивостоке. К ним закон предусматривает определенные требования. В частности, при декларировании контролируемых иностранных компаний (КИК) надо инвестировать не меньше 50 млн руб.
Мнение юриста: третий этап амнистии будет интересен лишь владельцам счетов в зарубежных банках, открытых до 1 января 2019 года. Такую оценку дает партнер налоговой практики DS Law Инесса Силюк. Подача декларации освободит от больших штрафов по валютным правонарушениям (от 75 до 100% от суммы операции). По словам Силюк, может насторожить обязанность по репатриации средств в РФ, но после этого их можно вернуть на свои зарубежные счета, для этого нет препятствий. Что касается КИК, обязанность инвестировать от 50 млн руб. до минимума ограничивает число тех, кому это могло быть интересно, продолжает Силюк.
Что касается недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, то здесь раскрытие информации не дает декларантам никаких очевидных преимуществ.
Авиарейсы без НДС
Проблема: президент поручил правительству разработать меры по поддержке экономической связанности территории РФ (Указ Президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Одна из задач – расширить до 50% сеть межрегиональных авиационных маршрутов в обход Москвы.
Решение: законопроект предлагает обнулить 10%-ную ставку НДС на региональные маршруты – те, которые не проходят через Москву или Московскую область даже транзитом. Таким образом местные перевозки уравняют с международными, где ставка 0% закреплена на бессрочной основе, говорится в пояснительной записке.
Мнение юриста: новелла должна дать перевозчикам налоговые стимулы для расширения межрегиональной сети, говорит гендиректор Национальной юридической компании Митра Юрий Мирзоев. Кроме того, по его мнению, стоимость билетов снизится, хоть и незначительно, ведь НДС – лишь один из факторов, влияющих на цену. «Но это все равно будет актуально, потому что сейчас тарифы только растут», – заключает Мирзоев.
Госзакупки без бюрократии
Проблема: президент поручил разработать меры, которые помогли бы ускорить и упростить госзакупки. Сейчас госзаказчики тратят на их оформление слишком много времени.
Решение: правительство предлагает ряд мер, которые должны исправить ситуацию. Если сейчас порог подачи заявок в сокращенный срок (семь дней) составляет 3 млн руб., то его поднимут до 50 млн руб. (или 500 млн руб. в строительстве, реконструкции и т. п.). В сфере строительных торгов отменяют стадию допуска, что облегчит работу заказчиков. Если к поставщикам предъявят дополнительные требования, то им придется пройти проверку на электронной площадке, где опубликована закупка. Из-под требований 44-ФЗ вывели изменение условий контрактов с монополистами и ресурсоснабжающими организациями.
Мнение юриста: отмена стадии допуска в сфере строительства приведет к увеличению числа участников торгов, говорит партнер практики разрешения споров DS Law Мария Калинина. Согласно ее прогнозу, это может привести к резкому демпингу и усилению конкурентной борьбы за контракты. Юрист также прокомментировала процедуру предквалификации на площадке, которая должна заменить стадию допуска к торгам с доптребованиями. По ее словам, законодатель не учел, что, например, в аукционах с начальной ценой не более 10 млн руб. заказчик не вправе устанавливать доптребования к поставщикам.
Изменять контракты с ресурсоснабжающими организациями можно будет не по требованиям 44-ФЗ. Это решит его многолетний конфликт со специальным законодательством о поставке коммунальных ресурсов. Оно, в отличие от 44-ФЗ, дает возможность продлевать действие контрактов, изменять их объем и цену более чем на 10%.
Коллекторы без наказаний
Проблема: незаконные действия коллекторов наказываются штрафами или дисквалификацией по ст. 14.57 КоАП, но в законе не говорится, какой срок давности надо применять. Суды применяют годичный, но его не всегда достаточно, чтобы наказать коллекторов. Ведь материалы в доказательство их виновности могут поступать из ФССП, МВД, Роскомнадзора со значительной задержкой, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, ФССП, которая следит за коллекторами, зачастую не может возбудить производство после плановой проверки, потому что сроки вышли, отмечает правительство в пояснительной записке к законопроекту. А плановая проверка проводится раз в три года.
Решение: срок давности привлечения к ответственности по ст. 14.57 КоАП предлагают увеличить до двух лет.
Мнение юриста: проверка раз в три года, срок давности будет два года, значит, часть обнаруженных нарушений все равно останется за пределами срока давности, говорит ведущий юрист юридической фирмы Intellect Константин Селезнев. Он считает, что могут уйти безнаказанными и «серые» коллекторы.
Чтобы эффективно выявлять нарушения в коллекторской деятельности, нужно качественно иное взаимодействие ФССП с ведомствами/организациями, которые предоставляют ей свои данные.