День жалоб в ВККС: шанс на мантию и беспорядок в работе судьи
ВККС еще раз отложила заседание судьи Тункинского районного суда Бурятии Доржи Торгобоева: тот находится на лечении в стационаре и предоставил необходимую справку. Это уже третья по счету «отсрочка» для его заявления. Еще квалифколлегия отложила жалобу мирового судьи из Саратова Юлии Юрьевой. Она направила в ВККС ходатайство об отложении рассмотрения, потому что ее представитель занят в судебном заседании, а сама она сослалась на плохое самочувствие, из-за которого сдала свои билеты в Москву. «Я вот не успел сдать билеты…», – пожаловался председатель ККС Саратовской области Александр Глухов. ВККС все же отложила заседание, но призвала Глухова в следующий раз не ехать в Москву, а принять участие в заседании по видео-конференц-связи.
Ирина Голенко пожаловалась на решение ККС Воронежской области, которая рекомендовала другого кандидата. В своей жалобе она не сослалась на процессуальные нарушения, а оспаривала только отказ. В итоге ВККС отказалась удовлетворить ее требования и оставила жалобу без удовлетворения.
«Аховое положение дел» на участке мирового судьи
Лариса Лешкова обжаловала решение ККС Бурятии, которая досрочно лишила ее должности мирового судьи. В заседании она не появилась и попросила рассмотреть заявление в ее отсутствие «в связи с тяжелым моральным состоянием после смерти родственника». Экс-судья дополнительно сообщила, что ее представитель тоже не появится на рассмотрении, а потому историю ее дела по видео-конференц-связи рассказала председатель региональной квалифколлегии Оксана Холонгуева.
Лешкова стала мировым судьей в 2015 году. В 2018 году она получила новое назначение, но уже на другой участок. В этом же году на нее поступило 11 жалоб о нарушении сроков; все они были признаны обоснованными.
Как рассказала Холонгуева, АО «Читаэнергосбыт» просило судью Лешкову выдать исполнительные документы по 900 судебным приказам. Только после того, как на нее пожаловались, Лешкова исполнила 81 судебный приказ. Остальные так и остались неисполненными, пояснила глава ККС. «Это лишь малая толика тех фактов, которая свидетельствует о том, что на участке фактическая работа по исполнению судебных решений не осуществлялась», – заявила она.
Кроме того, в отношении Лешковой проводилась проверка, которая выявила неудовлетворительную организацию судопроизводства: судья не вела необходимые журналы и архив, а лишь рассматривала дела и не вела дальнейшую работу. «Аппарат был предоставлен сам себе, и вся работа встала», – объяснила Холонгуева.
Еще одна претензия к Лешковой – низкое качество решений. По некоторым категориям дел стабильность принятых актов была нулевой, то есть фактически каждое решение судьи отменялось в вышестоящей инстанции. «Такую работу нужно было пресекать, и в первую очередь мы должны были думать об интересах граждан, которые Лешкова на протяжении долгого времени нарушала», – пояснила глава ККС принятое решение о прекращении полномочий судьи.
По словам Холонгуевой, когда ККС давала Лешковой новое назначение, у нее просто не было информации о том, как работает судья. «Если бы мы знали о таком «аховом положении дел», то мы бы не дали такую рекомендацию», – заверила она.
Недолго посовещавшись, Высшая квалифколлегия отказала Лешковой в жалобе, признав, что ККС законно прекратила ее полномочия.
Какой опыт нужен, чтобы стать судьей?
Елена Кустова хотела стать судьей в Ставропольском районном суде Самарской области. Но ККС отказала и ей, и другому претенденту на эту должность. Женщина обратилась в ВККС.
Она пришла на заседание и рассказала коллегии свою историю. После 20 лет работы в органах прокуратуры, в том числе на позиции следователя, в 2014 году Кустова ушла на пенсию. Как она пояснила, чтобы получше подготовиться к судейскому экзамену. Спустя два года выяснилось, что не зря: она сдала судейский экзамен на четвёрки.
После этого последовала попытка участвовать в конкурсе на вакантную судейскую должность, но безуспешная – в ККС Самарской области ей посоветовали сначала устроиться на работу в качестве помощника судьи, а только после этого претендовать на мантию. «Хотелось, чтобы человек поработал, зарекомендовал себя», – объяснил представитель региональной квалифколлегии Виталий Сказочкин.
Кустова объяснила: устроиться на должность помощника судьи человеку «со стороны» почти нереально, потому что «как только такое место освобождается, то на него сразу выбирают человека из секретарей». Ей все же удалось стать помощником, но ненадолго. Уйти пришлось уже через полгода, когда из декрета вышел другой кандидат на эту должность.
«Кустова действительно долго работала в органах прокуратуры, но давно находится на пенсии. Незначительный срок работы в качестве помощника судьи не позволяет сделать вывод о приобретении ею достаточного опыта работы для того, чтобы стать федеральным судьей», – заявил Сказочкин.
Один из членов ВККС поинтересовался: неужели 20 лет опыта в органах прокуратуры не хватит для работы в судейской должности? Представитель ответил, что при отказе в ККС в основном руководствовались не отсутствием опыта, а смотрели на длительный перерыв в трудовой деятельности, хотя в 2018 году Кустова устроилась преподавателем в местный колледж.
После почти получасового совещания ВККС отменила решение региональной квалифколлегии об отказе в рекомендации Кустовой на должность.