Задержание журналиста Ивана Голунова: как заводят наркотические дела
Задержание с нарушениями
Адвокат задержанного Дмитрий Джулай отметил, что после задержания у Голунова не провели процедуру смыва рук. Это, по словам защитника, является серьезным процессуальным нарушением. В научной статье «Подготовка материалов на экспертизу наркотических средств и других контролируемых веществ» (авторы Гладырев В. В., Анчабадзе Н. А. и другие) указано, что для доказывания фактов сбыта и хранения большое значение имеет отбор «смывов с рук, срезов ногтевых пластин, смывов с губ и рта, образцов биологических жидкостей (крови, мочи, слюны)». Смыв с рук проводят раствором спирта, а изъятые следы опечатывают и упаковывают. То есть подобная экспертиза помогла бы доказать, имел ли Голунов контакт с наркотиками или нет.
Старший партнёр бюро Коблев и партнеры Руслан Закалюжный отмечает, что УПК прямо запрещает следователю отказывать обвиняемому в удовлетворении ходатайств о производстве экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела. «Получение смывов с рук и последующее исследование их на предмет наркотиков несомненно имеет существенное значение для установления невиновности лица, а в удовлетворении такого ходатайства не может быть отказано», – подчеркивает он.
Партнер АБ ЗКС Мария Корчагина отмечает, что следственная практика по таким делам, как правило, идет по пути получения смыва с рук задержанного лица для возможности в последующем проведения судебной химической экспертизы на обнаружение следов наркотических средств. В теории подобная процедура является обязательной по такой категории дел, поскольку следствие должно проводиться объективно и всесторонне, подчеркивает она. Но на практике иногда возникают ситуации, когда следственные органы не проводят эту процедуру, а соответствующие ходатайства защиты отклоняют, ссылаясь на предоставленное ст. 38 УПК право самостоятельно направлять ход расследования, говорит эксперт. Также Корчагина отмечает, что результаты такой экспертизы не могут оцениваться отдельно от остальных доказательств и иметь какую-то большую силу, поскольку, согласно уголовно-процессуальному законодательству, все доказательства оцениваются исключительно в совокупности и никакие из них не имеют заранее установленной силы.
Что делать, если у вас обнаружили наркотики, которых у вас не было?
Не давайте никаких объяснений. Можно сказать: «Наркотики не употребляю, пакетик вижу впервые, мне его только что подбросили, от дачи объяснений отказываюсь, так как желаю воспользоваться правом, предоставленным мне ст. 51 Конституции РФ. Прошу обеспечить участие избранного мной защитника». Не прикасайтесь к изъятому пакету руками.
При задержании ничего не подписывайте без знакомого адвоката либо адвоката, приглашенного родственниками/друзьями, даже если вы абсолютно уверены в своей невиновности.
При предоставлении адвоката по назначению следует иметь в виду, что с большой долей вероятности такой защитник помощь вам не окажет, а может и навредить. Но впоследствии участие защитника, просто подписавшего необходимые документы и молчавшего на протяжении всех следственных действий, будет признано достаточной и квалифицированной юридической помощью. От назначенного адвоката лучше отказаться (письменно), если позволяют финансы.
Человеку, не употребляющему наркотики (в случае подброса), необходимо при личном допросе при понятых указать на то, что наркотик подбросили, указать на лицо, которое его подбросило, требовать изъятия смывов с ваших рук и рук человека, подбросившего наркотик.
Требуйте вашего освидетельствования на предмет употребления наркотиков, требуйте изъятия у вас срезов ногтей и волос для дальнейшего проведения химической экспертизы. По возможности фиксируйте с помощью аудио- и видеоустройств момент вашего фактического задержания и сопутствующего диалога с сотрудниками полиции. Не отказывайтесь от смывов.
Есть много тонкостей и опасностей манипулирования контрольными образцами. Обращайте внимание понятых на все несоответствия и неточности, делайте об этом замечания в протоколе (сколько сотрудников прикасались к образцам, как упаковывались и т. д.). Нужно указать понятым на их роль, они не безмолвные статисты, а полноправные участники процесса, фиксирующие объективность следственного действия. Они могут заметить момент подбрасывания.
Вам могут предложить прямо на месте пройти исследование на предмет употребления наркотиков. Не соглашайтесь, требуйте освидетельствования только в наркодиспансере.
Также могут провести следующие экспертизы: срез ногтей, смыв рук и содержимого карманов, одежды на предмет наличия наркотических веществ, экспертизу для установления отпечатков и потожировых следов подозреваемого на упаковке, в которой содержались наркотические вещества.
В случае нахождения в полиции сотрудника, который обыскивал вас при задержании, настаивайте на проведении смывов с его рук, это в дальнейшем позволит доказать факт ранее проведенного в отношении вас незаконного обыска.
Если вы в момент задержания находились не один, то в обязательном порядке надо указать на данное лицо как на очевидца, а если и он подвергался незаконному личном досмотру (обыску), то это может помочь вам в дальнейшем исключить данное доказательство (протокол обыска) как недопустимое.
Важно своевременно ходатайствовать о допросе в качестве свидетелей лиц из числа знакомых, родственников, которые смогут дать показания относительно образа жизни задержанного, его отношения к употреблению наркотических средств.
Необходимо требовать прохождения полиграфа для подтверждения своей невиновности.
В протоколе осмотра места происшествия, личного досмотра, обыска или задержания (то есть процессуального документа, в котором фиксируется момент изъятия, в зависимости от того, какое действие проводится) должно быть четко, подробно и детально описано, где и при каких обстоятельствах обнаружено наркотическое средство, как происходит его изъятие, кем именно, а также как оно упаковывается. Все участвующие лица ставят подписи на упаковке во избежание несанкционированного доступа к содержимому.
Изъятие наркотиков должно проводиться либо в присутствии двоих понятых, либо с использованием технических средств фото- или видеофиксации. Все лица, участвующие в данном мероприятии, должны быть указаны в соответствующем протоколе, чтобы в дальнейшем была возможность производства их допроса в качестве свидетелей.
Внимательно читайте все документы, предлагаемые вам для подписи. Не торопитесь. Собственноручно пишите все замечания в протокол, делайте запись о несогласии с задержанием, о подброшенных наркотиках и только после этого подписывайте его. По прибытии адвоката согласуйте с ним дальнейшие действия. Будьте предельно внимательны. Ваши действия и решения должны быть направлены на максимальное сокращение сфабрикованной доказательной базы.
Путешествуя поездом, не соглашайтесь на «передачи» в другой город от незнакомых людей. Не берите чужой багаж с целью помочь с «перевесом» в аэропортах. Если занимаетесь частным извозом, не соглашайтесь на перевозки сумок и т. п. с неизвестным содержимым в отсутствие собственника. После окончания поездки убедитесь, что в салоне не остались посторонние предметы (сумки, свертки, пакетики и т. п.). Очень часто так и происходит перевозка наркотиков и так называемая подстава. Потом в «это не мое» никто не поверит. Ни полиция, ни суд.
Рекомендации подготовили адвокаты АБ Коблев и партнеры, АБ Торн и ЗКС.
Особенности задержаний
Эксперты сходятся в тезисе: в России существует практика подбрасывания наркотиков для увеличения показателей раскрываемости.
Токарев и его коллеги из АБ «Торн» рассказывают, что, как правило, при задержании у полиции есть определенный сценарий. «Получив разнарядку на «палки» по ст. 228 и зная расположение места сбыта («точку»), наряд полиции дислоцируется поблизости и задерживает практически всех подозрительных граждан, подходящих по внешнему облику на лиц, употребляющих наркотики», – комментирует он. При этом большое число граждан в отделение полиции не доставишь – возможно возбуждение уголовных дел за незаконное задержание. «Поэтому доставление лица, подозреваемого в незаконном хранении наркотических средств, происходит только после того, как сотрудники полиции убедились, что наркотики находятся при задержанном, то есть фактически сотрудниками полиции в момент задержания производится незаконный личный обыск. После обнаружения наркотика сотрудники полиции «возвращают» его обратно задержанному и уже после этого доставляют в полицию, где в присутствии понятых изымают наркотик», – отмечает он. При этом тогда задержанному необходимо объяснить, что был незаконный личный обыск, это должно быть занесено в протокол.
«Разработка наркоторговцев зависит от масштабов цели: мелких распространителей ловят на грани провокаций. Например, при закладках. В крупные группировки внедряют оперативников для фиксации и сбора доказательств», – рассказывает Тимур Хутов из АБ «Коблев и партнеры».
В случае с Голуновым МВД говорило о том, что журналиста проверяли на связь с группировкой, которая распространяла наркотики в Московской области.
Хронология дела
Голунова задержали 6 июня. Что об этом пишет ГУ МВД России по Москве: «На Цветном бульваре был задержан 36-летний житель столицы, у которого при личном досмотре было обнаружено пять свертков с порошкообразным веществом. По месту проживания задержанного полицейскими были также обнаружены три пакета и сверток с порошкообразным веществом, а также весы. Согласно заключению эксперта, изъятое при личном досмотре является наркотическим средством – метилэфедроном, массой около 4 граммов», – сообщают они в релизе.
Джулай рассказал BBC, что после задержания Голунову не позволяли связаться с адвокатом и родными около 12 часов. Следователь (называется Игорь Лопатин) сделал звонок одной из коллег журналиста около 3:42 утра. Голунова избили, а вызывать в отделение скорую помощь отказались.
Пресс-служба МВД при этом отрицает информацию о применении силы к задержанному. Также к релизу были приложены фотографии с наркотиками и домашней лабораторией (они доступны по ссылке). «Медуза» со ссылкой на родных Голунова сообщила, что «только одна фотография из девяти была сделана дома у журналиста. Остальные восемь снимков были сделаны в каком-то другом месте». Позднее МВД выпустило еще один пресс-релиз, в котором указало, что «фотографии, размещенные на официальном сайте, сделаны при обследовании жилища подозреваемого, в арендуемой квартире на Вешняковской улице Москвы и при его личном досмотре, проведенном в присутствии понятых». «Иван пояснил: когда его привезли к дому, то в момент обысков, до того как войти в квартиру, он 20−30 минут находился с полицейскими в машине. При этом сотрудники выходили из машины, а ключи у него изъяли при задержании, то есть у полиции была возможность зайти в квартиру и сделать там все, что угодно», – комментирует Джулай. МВД при этом намерено опубликовать видео с обыска: правозащитники указывают при этом, что при обыске были изъяты несколько пакетов и весы, хотя на фотографиях пакетов гораздо больше. Ближе к вечеру (около 16:30) МВД выпустило новый пресс-релиз, в котором указало: «Считаем необходимым уточнить, что прилагаемая ниже фотография сделана при проведении обследования жилища задержанного. Остальные фото, размещенные сегодня на официальном сайте ГУ МВД по Москве, сделаны в рамках проведения оперативных мероприятий и следственных действий по пресечению деятельности группы лиц, занимающихся сбытом наркотиков в Московском регионе, на связь с которой проверяется задержанный» (речь идет об этой фотографии). Еще через несколько часов МВД заявило, что начало служебную проверку из-за публикации фотографий (сообщает ТАСС).
В защиту Голунова выступили многие журналисты и общественные деятели. За ситуацией пообещал следить Роскомнадзор, который в том числе занимается защитой прав журналистов (об этом руководитель Роскомнадзора Александр Жаров сообщил «Ведомостям»).
На Петербургском международном экономическом форуме журналисты изданий несколько раз задавали вопросы о задержании Голунова. Сергей Собянин вопрос проигнорировал, а генпрокурор Юрий Чайка заявил, что Генпрокуратура возьмет это дело под свой контроль («Мы все дела под контроль берем», цитата по «Ведомостям»). Чуть позже мэр столицы попросил главу московской полиции взять дело под личный контроль. Обратить внимание на дело против Голунова попросил и глава Совета по правам человека Михаил Федотов: «СПЧ обеспокоен задержанием Ивана Голунова именно потому, что он является журналистом-расследователем. И первое, что, естественно, приходит в голову, это подозрение, что его преследуют именно за журналистскую деятельность. Вот почему СПЧ уже обратился к прокурору Москвы и начальнику ГУВД столицы с просьбой взять под личный контроль дело Ивана Голунова», – прокомментировал он.
Вечером 7 июня в поддержку Голунова известные журналисты стали выходить на одиночные пикеты перед зданием МВД в Москве, после чего их стали задерживать (на 16:40 по мск задержан Илья Азар, Виктор Шендерович, Павел Каныгин, Григорий Туманов и другие), об этом, в частности, сообщает «Новая газета».