Судьи рассказали, как ускорить гражданский процесс
«Соблюдение разумных сроков при осуществлении правосудия – это серьезная проблема для большинства стран», – заявил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. «Важно, чтобы правосудие отправлялось своевременно, иначе оно теряет свою ценность», – поддержал судья Верховного суда Республики Индия Рамана Венката.
Председатель Арбитражного суда Московской области Вячеслав Кресс считает: снижение нагрузки на арбитражные суды возможно с помощью процессуальных и материально-правовых механизмов. «Для примера возьмем споры, вытекающие из договоров страхования. С 26 августа 2017 года действует досудебный порядок урегулирования споров между страховыми организациями по суброгационным требованиям, введенный в закон об ОСАГО по инициативе Верховного суда и его председателя Вячеслава Лебедева. Это привело к сокращению в два раза количества страховых споров в арбитражных судах – со 132 000 в 2017 году до 68 000 в 2018 году», – рассказал Кресс.
Развитие процессуальных институтов упрощенного и приказного производства, которые позволяют разрешать отдельные споры в специальном порядке без судебного заседания, также помогают улучшить работу судов. По словам Кресса, по системе арбитражных судов России в 2018 году в приказном порядке рассмотрено 507 737 дел, или 26,6% от общего числа рассмотренных, что на 50% больше, чем в 2017 году. В упрощенном порядке рассмотрено 633 536 дел, или 33,2% от общего числа рассмотренных. АС Московской области в 2018 году в порядке упрощенного и приказного производства рассмотрел 62% от общего количества разрешенных дел.
Кресс также рассказал про инициативы ВС РФ по дальнейшему внедрению процедур внесудебного взыскания обязательных платежей и санкций с субъектов экономической деятельности. В частности, он предложил исключить из компетенции арбитражных судов значительное число «бесспорных» дел о взыскании финансовых санкций по заявлениям Пенсионного фонда, как это сделано для штрафов налоговых органов.
Судья Верховного суда Республики Индия Рамана Венката поделился, что суды в этой стране недавно получили возможность проводить ускоренную процедуру и уже рассмотрели по ней более 82 млн дел. В Индии также запустили электронные системы, которые обрабатывают дела. «Некоторые решения мы выносим онлайн: по семейным, коммерческим и предпринимательским делам. Для сбора информации и ускоренного рассмотрения дел нужно использовать электронные системы и искусственный интеллект», – считает Венката.
Как в Белоруссии и Казахстане ускоряют судопроизводство
Председатель Верховного суда Республики Беларусь Валентин Сукало рассказал, что для оптимизации судебной нагрузки в Белоруссии исключили принцип непрерывности правосудия. Во время перерыва в судебном заседании судьи теперь могут рассматривать другие дела. Бесспорные требования в Белоруссии передали нотариусам, которые разрешают их при помощи исполнительной надписи.
«Также стороны могут обратиться в суды в порядке приказного производства. Определение о судебном приказе вступает в силу с момента вынесения и одновременно является исполнительным документом. Еще мы применяем модель заочного производства – 25% всех споров рассматриваются заочно. В случае поступления возражения суд отменяет заочное решение. Мотивированные решения судьи составляют только по 5% споров. По оставшимся 95% – краткие решения с резолютивной частью. Все это позволяет оптимизировать время судьи», – сообщил Сукало. Он обратил внимание, что решение задач правосудия не должно отразиться на качестве и эффективности судопроизводства.
В Казахстане ряд бесспорных требований из приказного производства тоже передали нотариусам. «У них граждане могут получить исполнительную надпись», – пояснила судья Верховного суда Республики Казахстан Улбосын Сулейменова. Снизить ненужную нагрузку на суды можно и с помощью законов. Пример привела Сулейменова. В 2018 году в стране стало больше споров о незаконном удержании комиссии за ведение ссудного счета. Затем законодатели с участием судей внесли поправки в закон о банках. Когда они вступили в силу, споры закончились.
«Мы также открыли в судах кабинеты примирения и медиации, где судьи проводят со сторонами встречи и разъясняют преимущества примирения. В I квартале 2019 года количество примирений увеличилось на 5%. Если стороны не достигли соглашения на стадии примирения, то дело передается другому судье. ВС Казахстана подготовил поправки в закон об обязательной медиации по семейным, земельным и некоторым другим спорам. Уже сейчас наблюдается тенденция по снижению трудовых споров», – отметила Сулейменова.
Примирительные процедуры также активно используются в Киргизии. «Судья обязан при подготовке к делу предложить сторонам воспользоваться медиацией. В результате стороны сами приходят к компромиссному решению. Медиаторы не вправе разглашать сведения, которые узнали в ходе работы. Результатом медиации часто являются мировые соглашения, которые утверждают суды. В этом случае мы возвращаем истцу госпошлину. Мировое соглашение имеет преимущества перед судебным решением, экономит время и деньги», – сообщил исполняющий обязанности зампреда Джалал-Абадского областного суда Бакыт Калыков.
В Киргизии также популярно третейское судопроизводство. Решение третейского суда вступает в силу немедленно. Также Калыков рассказал про суды аксакалов (старейшин). Они рассматривают уголовные, трудовые, земельные и семейные дела в соответствии с действующим законодательством. Разбирательство в суде аксакалов происходит бесплатно, исполнительные листы выдают государственные суды.