Процесс
20 июня 2019, 17:12

Про интернет, СИЗО и Уголовный кодекс: главное из Прямой линии с Путиным

Предпринимателей надо реже сажать в СИЗО и чаще выпускать под залог. Статью Уголовного кодекса об организованной преступности, по которой привлекают бизнес, нужно переписать, а наркотические составы, напротив, менять опасно. Закон о суверенном Рунете не направлен на создание ограничений, а по статье об оскорблении власти нельзя ограничивать право людей критиковать чиновников. Эти утверждения прозвучали на ежегодной Прямой линии с президентом Владимиром Путиным.

О предпринимателях, СИЗО и залоге

«Можно использовать в качестве меры пресечения залог? Можно и даже нужно. Наряду с домашним арестом, подпиской, но полностью исключить арест тоже нельзя, потому что если богатый человек будет бесконечно откупаться, то рядовые граждане будут думать: откупился, все можно. Но во всем должна быть мера, но залог должен использоваться шире», – заявил президент.

Одной из главных проблем Путин назвал «бесконечное содержание под стражей». Он заявил: до конца ноября – начала декабря Генпрокуратура и Верховный суд должны внести свои предложения по мерам пресечения при экономических преступлениях.

О преступных бизнес-сообществах

Ведущий переадресовал президенту просьбу предпринимателей «разобраться» со ст. 210 УК о преступных сообществах. «Полностью согласен. Здесь даже комментария нет, только слова о том, что с этим нужно поработать на экспертном уровне», – заявил президент. 

По его словам, в Госдуме должны подумать над тем, чтобы переработать эту статью. «На сегодняшний день юридическая техника такова, что под преступное сообщество можно подвести любой совет директоров любой организации. Это недопустимо, над этим нужно поработать и внести изменения в закон», – сказал Путин. Конкретных предложений по тому, как должна выглядеть эта статья, чтобы по ней не привлекали предпринимателей, президент не озвучил.

О проверках бизнеса

Количество внеплановых проверок бизнеса уменьшилось примерно на 11%, заявил Путин. «Как сделать так, чтобы проверяющие организации были скорее менторами, помощниками? Мы к этому и стремимся, чтобы так и обстояло на самом деле. И настраиваем на это проверяющие организации. А чтобы обеспечить дополнительный контроль, предлагается ряд мер, в том числе так называемый зеркальный реестр. Не только проверяющие будут нести реестр проверок, но и проверяемые – кого, как и кто проверял. И вся эта информация может и будет стекаться в прокуратуру, которая получит дополнительный источник сведений о том, что в этой сфере происходит», – рассказал президент.

О «деле Голунова» и 228-й статье УК

«У нас действительно за нарушения в сфере оборота наркотиков очень много обвинительных приговоров. Более того, от всего количества тюремного населения, условно говоря, 26% сидельцев – это как раз по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, наркотических средств и препаратов, прекурсоров. Нужно ли либерализовать эту сферу деятельности? На мой взгляд, нет, потому что угроза для страны, для нации, для нашего народа очень велика. И поэтому если человек хранит незаконно, перевозит, транспортирует, распространяет даже небольшие объемы и дозы, нужно нести за это ответственность», – полагает глава государства.

«Никакой либерализации здесь быть не может», – заявил Путин.

При этом президент призвал наладить контроль за деятельностью правоохранительных органов, чтобы не было никаких правонарушений с их стороны, «чтобы ради отчетности и галок людей в тюрьму не сажали». «Чтобы не было таких случаев, как с журналистом, о котором вы упомянули. Кстати говоря, и генералы были за это уволены. Надеюсь, будут проведены необходимые следственные действия по выявлению всех виновных, которые создали эту ненормальную ситуацию», – заявил Путин.

Об изоляции Рунета

«Надеюсь, до этого не дойдет, но если предположить, что серверы будут отключаться или как-то на их работу будут влиять, то мы в любом случае должны обеспечить надежное функционирование российского сегмента интернета. Никаких ограничений здесь не планируется – закон [«О суверенном Рунете» – «Право.ru»] призван обеспечить суверенность нашего интернета и возможность в нем работать», – заявил Путин.

О штрафах за оскорбление власти

«В этом законе речь не идет о критике власти, наоборот, она [критика – «Право.ru»] должна быть свободной, люди имеют право и должны обращать внимание на проблемы. Закон направлен совсем на другое, он направлен на борьбу с оскорблением символов государства, флага, герба. Вот о чем идет речь. Такая практика есть во многих странах, предусмотрена даже уголовная ответственность. У нас – административная. Но с чем я не могу не согласиться – никто не имеет права злоупотреблять этой нормой, чтобы ограничить их в праве критиковать власть любого уровня. Мы будем за этим следить, я попрошу Генпрокуратуру самым пристальным образом обратить внимание на эту проблему», – подчеркнул президент.

О чем не говорил Путин на Прямой линии?

– О жестких задержаниях на митинге в поддержку Ивана Голунова 12 июня (см. «Вы сказали, что все хорошо будет»: как юристов и журналистов задерживали в центре Москвы»).

– О коммерческом споре структуры Baring Vostok с компанией Артема Аветисяна «Финвижн», который привел к уголовному делу Майкла Калви (зато о нем говорили мы в материале «Все, что надо знать о деле Baring Vostok»).

– О «мусорном» протесте на станции Шиес в Архангельской области.

О проблеме фейковых новостей

Путин напомнил: еще недавно в России вообще не было никакой ответственности за распространение недостоверных новостей, так называемых фейк-ньюс. И только сейчас ввели ответственность административную. Но проблема, по словам президента, «становится все более острой». «Посмотрим на практику, как это реализуется в жизни, и потом посмотрим, достаточно этого или нужно еще что-то сделать», – ответил Путин на предложение YouTube-блогера Дмитрия Пучкова ввести уголовную ответственность за распространение фейковых новостей.

О коррупции и миллиардах полковника Захарченко

«Я чувствую ответственность за это безобразие, а если бы я не чувствовал, то вы бы ничего не знали. Так, как происходит в некоторых странах до сих пор, как и у нас происходило. Часто мне говорят: может это прикроем, может это закроем? Потому что будут вопросы. У меня всегда на это только один ответ – нет. Если мы имеем дело с коррупцией, наживой за счет граждан, то нужно доводить дело до конца и делать это гласно. Откуда берутся эти деньги? Из коррупционных схем, из бизнеса», – заявил Путин.

«Я чувствую ответственность за это безобразие, а если бы я не чувствовал, то вы бы ничего не знали», – Владимир Путин.

На вопрос о том, как он отреагировал на первые сообщения о найденных в квартире полковника Дмитрия Захарченко деньгах, президент ответил: «Иногда лучше вслух не произносить. Нет слов, во всяком случае печатных. Но это не должно нас останавливать в борьбе с этим явлением. В тех же Штатах и бизнесу, и коррупционерам дают по 100 лет тюрьмы. И у нас мы будем делать то же самое». На вопрос о возможных пожизненных сроках за коррупционные преступления Путин конкретного ответа не дал.

О санкциях

«Мы ни с кем не ругались, и желания у нас нет ни с кем ругаться. Согласно экспертным данным, в результате этих рестрикций Россия недополучила около $50 млрд. Евросоюз потерял $240 млрд, США – $17 млрд, но у нас с ними небольшой оборот, Япония – $27. Они теряют наш рынок, – заявил Путин. – Но кое-что мы получили. Мы включили мозги по поводу того, что нам нужно делать в высокотехнологичных сферах экономики. Это заставило нас развивать даже те направления, в которых у нас раньше не было компетенции. По многим направлениям это нас мобилизовало. О примирении речь не идет: если мы полностью сдадимся и наплюем на национальные интересы, то кардинально ничего не изменится. Если мы хотим занять достойное нас место под Солнцем, то мы должны становиться сильнее».

При этом президент заявил, что санкции – это большая ошибка США, и выразил надежду, что когда-нибудь они все же будут сняты.

О зарплатах населения и чиновников

По словам президента, несколько лет назад Россия столкнулась «с несколькими шоками», связанными не столько с санкциями, сколько с ситуацией на рынке экспорта – нефти, нефтепродуктов и прочего. Поэтому снизились доходы населения, но сейчас они уже начали восстанавливаться, заверил президент. «Реальные доходы граждан сокращались в течение нескольких лет, теперь постепенно восстанавливаются после спада. Темпы роста реальной зарплаты на май 2019 года составили 2,8%», – заявил он.

«Мы довели минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума. Это 11 280 руб.», – напомнил Путин и добавил, что ни один работодатель не может платить зарплату ниже МРОТ, если работник на полной ставке.

По мнению Путина, проблема с финансами населения есть не только в низких зарплатах, но и в высокой закредитованности. «Банки предоставляют кредиты под залог 40% зарплаты, и это, на мой взгляд, рискованно – ЦБ нужно обратить на это внимание. Нам не нужно в экономике надувать эти пузыри», – сказал президент.

На вопрос о том, когда чиновники начнут получать столько же, сколько рядовые работники, Путин ответил: «Мы должны работать, не чтобы не было богатых, а чтобы не было бедных». По его мнению, если чиновники, министры и руководители государственных компаний будут получать как рядовой работник, просто не получится найти достаточно квалифицированных кадров, а те, что есть, уйдут в частный сектор или уедут работать за границу. В конечном итоге будут приниматься неэффективные решения, пострадает благосостояние населения. «Я согласен, что разница не должна быть колоссальной. Меня иногда цепляет, честно говорю, когда смотришь на уровень доходов руководителей госкомпаний. Но у них в компаниях работает много иностранных специалистов, и уровень доходов иностранных специалистов считается от доходов первых лиц. И если их понизить, то пострадают доходы иностранных специалистов», – заявил Путин.

Путин-блиц

О том, как бороться с ленью: «Психологи считают, что лень – это вполне нормальное состояние человека, связанное с необходимостью организма отдохнуть. Но нет никакого другого способа бороться с ленью, кроме как начать работать».

О замене неэффективных чиновников роботами: «Даже если всех заменить роботами, то все равно кто-то роботов будет программировать».

О вежливости: «Я не думаю, что я такой уж вежливый, но я рос в ленинградском дворе, а там и внешняя среда призывает к гармоничному поведению. Я представляю Россию – высокообразованную страну с высоким уровнем культуры. Я не имею права об этом забывать».

О том, не надоело ли быть президентом: «Нет, иначе я бы не стал баллотироваться на этот срок».

О том, не инопланетянин ли он: «Нет, у меня есть доказательства в лице моих родных, близких, моих детей».

О главной проблеме России: «Одна из ключевых проблем – рост производительности труда».

О том, бывает ли стыдно и за что: «Говорить об этом на многомиллионную аудиторию не так просто. Конечно, да, как любому нормальному человеку. В начале 2000-х я много передвигался, много ездил, куда-то мы прилетели, в какой-то регион. В конце рабочего дня я шел по слякоти к машине, вдруг появилась женщина преклонного возраста. Что-то невнятно сказала и вдруг упала на колени. Дала мне записку. Я сказал, что обязательно посмотрю. Забрал, отдал помощникам. Записку потеряли. Никогда этого не забуду. Мне и сейчас стыдно. Поэтому все, что до меня доходит, попадает ко мне в руки. Я все стараюсь отработать».

О национальных проектах

«Ключевой элемент всех национальных проектов – поднять уровень жизни граждан. Это то, для чего они созданы», – ответил Путин на вопрос о том, что не все граждане понимают смысла нацпроектов.

«Это то, вокруг чего строится наша экономика сегодня. Конечная цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, поднять производительность труда и уровень жизни граждан», – сказал Путин. По его словам, в том числе для реализации нацпроектов в прошлом году был увеличен НДС с 18 до 20%.

Об экономической системе России

«У нас нет экономической системы девяностых. У нас нет такой инфляции, таких долгов, зависимости от МВФ – наши золотовалютные резервы превысили $500 млрд и продолжают расти. У нас есть долги по зарплатам, но нет ничего похожего на 90-е, когда не платили по полгода. Но самое главное – чистой рыночной или чисто административно-командной экономики просто не существует. Как только начинаются сбои в экономике, роль государства возрастает. Это происходит во всех странах мира, и у нас это происходило в кризисные времена. В западных экономиках никто не имеет ничего против такой темы, как стратегическое планирование в областях. Но главное, на что нужно обратить внимание, – это мотивация. В какой бы системе человек не работал – в плановой или административной – должна быть обеспечена мотивация. Только тогда мы сможем решать задачи, которые поставлены перед страной», – заявил президент.

Об объединении России и Белоруссии

«На сегодняшний день не стоит вопрос об объединении в одно государство. Речь идет о создании так называемого союзного государства, но там много элементов, вплоть до введения единой валюты, создания общего парламента. Что-то не было сделано со стороны России, что-то со стороны Белоруссии, но мы договорились с Лукашенко, что же нужно реализовать из того, что не было сделано, а во что нужно внести соответствующие коррективы. Сейчас экспертные группы этим активно занимаются. И сделано уже много: в социальной сфере, с точки зрения перемещения товаров и услуг, людей. Сделано немало, но, на мой взгляд, недостаточно. Можно сделать гораздо больше», – рассказал Путин.