Пленум ВС рассказал, как судиться с иностранцами
Судья ВС Наталья Павлова рассказала: проект направлен на обобщение и систематизацию разнообразных частных отношений международного характера. По ее словам, «один из мыслителей прошлого» охарактеризовал международное право как право судов, а от того, насколько современной и определенной является практика по делам с иностранным участием, зависит привлекательность национальной юрисдикции.
Владимир Захаров, председатель Арбитражного суда Курской области, сказал: «Удельный вес таких споров в практике арбитражных судов не такой большой, но все такие дела отличаются «особой сложностью». Количество споров с участием иностранных лиц в практике судов неуклонно растет, подтвердила Павлова: с 2010 года количество только экономических споров возросло более чем в шесть раз – до более чем 11 000 дел в 2018 году. «Процент выигранных иностранными инвесторами дел составляет более 60%, это свидетельствует об отсутствии национального уклона правосудия и говорит о равенстве возможности защитить свои права как у иностранных, так и у российских лиц», – рассказала она.
«Представляется, что проект постановления в полной мере соответствует ключевым современным тенденциям», – отметил Захаров.
По словам Вадима Чуварова, вице-президента Торгово-промышленной палаты, постановление должно помочь «созданию надлежащего правового климата». Антон Асосков, профессор кафедры гражданского права юридического факультета МГУ, уверен: принятие постановление поможет завершить тот замысел, который имели разработчики норм Гражданского кодекса о международном частном праве.
Об иностранном элементе
В Гражданском кодексе (ст. 1186) прописан перечень иностранных элементов, осложняющих отношения. Пленум разъясняет, что этот перечень не исчерпывающий и в качестве иностранного элемента может также рассматриваться совершение за рубежом действия или наступление события, влекущего возникновение, изменение или прекращение гражданско-правового отношения.
О выборе применимого права
Сразу несколько пунктов Пленума показывают судам, как выбирать материально-правовые нормы для разрешения споров.
Например, указывается, что если коллизионные нормы об определении применимого права предусмотрены международным договором, то суд руководствуется нормами международного договора. Если же ни один международный договор такой нормы по определенному вопросу не содержит, то суд должен руководствоваться коллизионной нормой российского законодательства.
Например, соглашение 1992 года и Минская конвенция не содержат специальных норм для определения права, подлежащего применению к договору с участием потребителя, договору в отношении недвижимого имущества и ряду других. Поэтому применимое право к этим вопросам суд должен выбрать на основании коллизионных норм, содержащихся в статьях ГК.
Если суд будет выбирать применимое право по принципу наиболее тесной связи, то судам предпишут учитывать не только место жительства физического или нахождения юридического лица, но и, например, место нахождения объекта прав.
Стороны могут заключить соглашение и договориться о том, какое право будет применяться к их отношениям, и выбрать для этих целей иностранную норму. Но Пленум дает российским судам право игнорировать такое соглашение. Но только если назначение и характер инонормы «несовместимы с основами публичного порядка РФ, затрагивают суверенитет или безопасность России, нарушают конституционные права и свободы российских граждан и юридических лиц».
О договорных обязательствах
Важнейшая сфера применения норм МЧП – договорные отношения. «Это та сфера, в которой МЧП нашло наибольшее применение в судах», – подчеркнула Павлова.
Одна из особенностей раздела проекта, посвященного выбору применимого права к договорным обязательствам, – в нем содержится разъяснение о праве сторон выбрать источники soft law – «мягкое право». «Стороны вправе выбрать документы, содержащие правила, рекомендованные участникам оборота международными организациями или объединениями государств. Например, принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА, европейские принципы договорного права, модельные правила европейского частного права», – указывает ВС.
О праве для потребительских споров
Еще один большой блок разъяснений касается потребительских споров. Например тех, которые могут возникнуть при покупке в зарубежных интернет-магазинах.
В таких спорах у российских судов будет возможность применять российское право, если будет очевидно, что интернет-магазин в своей деятельности ориентируется на российского потребителя. На такую ориентацию может указывать как локализация сайта магазина на русский язык, так и указание ценников на товары в рублях. Еще одним возможным доказательством может стать тот факт, что владелец сайта заказывал «услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей интернета». При таких условиях суд сможет проигнорировать даже соглашение между сторонами о применимом праве.
«Постановление Пленума будет активно применяться не только государственными судами, но и третейскими судами; разъяснения для них очень важны», – уверен Асосков. По мнению статс-секретаря Минюста Вадима Федорова, принятие постановления позволит обеспечить правильное рассмотрение дел с участием иностранного элемента. Замгенпрокурора Леонид Коржинек уверен: постановление поможет минимизировать количество судебных ошибок по делам с участием иностранных лиц.
Но постановление пока не принято. Пленум отправил его на доработку.