ВККС обсудила отказы в рекомендациях
Наталья Долгих в 2012–2018 годах была председателем Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области, но местная ККС отказалась давать рекомендацию на новый срок. Причиной стало то, что Долгих рассматривала дела с участием матери-адвоката и дочери, а ее муж работал водителем в этом же суде.
Представитель судьи Наталья Демина отрицала эти нарушения. По ее словам, Долгих на самом деле не рассматривала дела с участием родственников. Комиссия при проверке опрашивала всех судей, которые это делали. Последний такой спор рассмотрели в 2015 году, затем мать ушла на пенсию, а дочь в декрет, продолжала Демина.
С этим была не согласна Татьяна Шагарова из ККС. Она обратила внимание, что Долгих уже получала в 2018 году отказ по тем же причинам и не обжаловала его. Проверка пришла к заключению, что Долгих не приняла необходимых мер к исключению конфликта интересов с матерью и дочерью. Тот факт, что муж работал водителем, говорит о том, что судья допустила семейственность в кадровых вопросах, а этого надо избегать, особенно учитывая, что суд малосоставный, подчеркнула Шагарова. ВККС оставила жалобу Долгих без удовлетворения.
Рашад Набиев оспаривал решение местной ККС, которая 1 марта 2019 отказалась переназначать его председателем малочисленного (четыре судьи) Клетского райсуда Волгоградской области. У отказа было две причины. ККС решила, что у Набиева есть гражданство Азербайджана, хотя это запрещено. Кроме того, отец Набиева был депутатом Волгоградской областной думы, в чем квалифколлегия усмотрела конфликт интересов.
По словам представителя Набиева Вячеслава Шинкаренко, кандидат имеет «принадлежность к гражданству Азербайджана», а по местному закону это значит лишь возможность получить паспорт в упрощенном порядке. Судья попросил аннулировать это право, и в мае 2019 года миграционные органы это сделали, выступал Шинкаренко. Но в апреле судью лишили полномочий якобы за двойное гражданство. «Мы получили отказ в Верховном суде, но идем дальше», – заявил юрист. По его словам, решение ККС основано на предположениях, но чтобы их развеять, может пригодиться консультация эксперта по азербайджанскому праву. Что же касается отца Набиева – он из Волгоградской областной думы ушел.
Коллегия исходила из документов, которые представил сам кандидат, возразил представитель ККС Иван Гантимуров. В бумаге говорится, что установлена принадлежность к гражданству. Набиев сам предъявил документ, значит, он с ним согласен. По словам Гантимурова, гражданство Азербайджана предоставляется в силу рождения от гражданина этой страны, это предусмотрено местным законом. А тот факт, что отец кандидата ушел из Думы, еще не говорит о незаконности решения, убеждал представитель ККС. Высшая квалифколлегия прислушалась к его словам и оставила жалобу без удовлетворения.
Мировые судьи
Эскирпаша Масхадов оспаривал отказ в очередной раз рекомендовать его на должность мирового судьи на одном из участков города Хасавюрта в Дагестане. Местную ККС не устроило, что он не отчитался об административных нарушениях родственников, не представил сведения о том, что брат и зять привлекались к уголовной ответственности, и не сообщил, что имеет в пользовании участок.
Но главное не в расхождениях, а в том, был ли умысел обмануть, возражала представитель Масхадова Елена Перепеченова. По ее словам, зять – действительно сожитель дочери, они не регистрировали брак официально. Умысла обманывать о нарушениях других родственников тоже не было. Сам Масхадов дал также пояснения об участке: по договору найма у него только дом, а не земля, которая под ним находится. Он рассказал, что отработал мировым судьей четыре срока и не понимает, почему не получил очередного назначения. Тем не менее ВККС оставила решение нижестоящей квалифколлегии без изменения.
Николай Иваненко оспаривал заключение ККС Краснодарского края, которая не рекомендовала судью с 33-летним стажем в мировые судьи Тбилисского района. Квалифколлегия обратила внимание, что кандидат разрешал дела с участием родственников, а у двух братьев долги по налогам. В своей жалобе Иваненко писал, что ККС не учла его стаж и качество работы. Родственники не принимали участия в делах, в отношении судебного приказа такого ограничения нет, считал претендент. Он обращал внимание и на то, что задолженность по налогам – это непубличная информация.
Это действительно так, но ККС посчитала, что это умаляет авторитет судебной власти, отметила представитель органа Диана Беляк (Иваненко не явился). Она также отметила, что родственники часто привлекались к административной ответственности, а у жены-пенсионерки дорогостоящие автомобили. Рассмотрев все аргументы. ВККС отклонила жалобу Иваненко.