Американские санкции: реальность уголовной ответственности или чему нас учит дело Олега Никитина
Олег Никитин является главой и бенефициаром российской компании КС-Инжиниринг, а Антон Черемухин является сотрудником этой компании. Членам группы грозит до 20 лет тюрьмы и более 1 миллиона долларов штрафа. Посольство РФ в США сообщает, что гражданин Никитин своей вины не признает.
Это один из первых известных публичных случаев привлечения к уголовной ответственности за нарушение антироссийских санкций. Ранее прецеденты по привлечению к ответственности или выдвижению обвинения носили конфиденциальный характер, а связанные с ними документы не разглашались (так называемые sealed indictments). Важное значение произошедшего состоит в повышенном внимании со стороны структур по охране государственной безопасности США, а также показательный характер дела.
Обстоятельства дела
Указанным лицам инкриминируют нарушение Международного закона о чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) и Закона о реформе экспортного контроля от 2018 года (ECRA), а также вменяют сговор с целью совершения мошенничества с использованием электронных средств и сговор с целью отмывания денег.
Согласно обвинению, «контролируемая правительством России компания» поручила Никитину и подконтрольной ему структуре ООО «КС-Инжиниринг» (KSE) приобрести газовую турбину американской сборки Vectra 40G за $17.3 миллиона. Немного ранее, в интересах национальной безопасности, Минторг США запретил производителю турбины любые не лицензируемые действия по поставке этого оборудования в РФ.
В целях обхода законодательства США в сфере ВЭД, Никитин и его сотрудник в компании KSE Черемухин установили связь с итальянскими гражданами Виллон и Капарини и подконтрольными им структурами, а те, в свою очередь, вступили в связь с гражданином США Дали Багру и подконтрольными ему структурами. По замыслу группы, по документам Багру приобретал турбину якобы для целей использования в энергетическом проекте в районе города Атланта. После передачи турбины структурам Багру, её планировалось передать Никитину и сообщникам, а потом отправить в Россию.
Во время попытки завершить один из этапов сделки, Никитин, Виллон и Багру были арестованы в городе Саванна, штат Джорджия. Согласно сайту bailbondsearch.org, Никитин находится под стражей в тюрьме Chatham County (Savannah) GA Jail.
Никитин, Черемухин, Виллон и Капарини могут быть приговорены к лишению свободы на срок до 20 лет и штрафу в размере 1 млн. Долларов США за обвинение в нарушении IEEPA / ECRA, а также к лишению свободы на срок до пяти лет и штрафу в размере 250 000 долларов США за сговор с целью нарушения IEEPA / ECRA и действия против государственной системы США.
Багру и вышеупомянутым обвиняемым также грозит тюремное заключение сроком до 20 лет и штраф в размере 500 000 долларов США по обвинению в заговоре с целью совершения мошенничества с использованием электронных средств и сговоре с целью отмывания денежных средств.
Правовой анализ
1.Показательный характер
Федеральным законодательством США установлена уголовная ответственность за нарушения санкций, правда в качестве меры уголовной ответственности в основном применяют штрафы, реже – лишение свободы. Прежде всего это связано с разной категорией дел и их обстоятельствами, а также возможностью финансового урегулирования.
У дела есть все шансы стать показательным процессом. Сторона обвинения привела в пресс-релизе комментарии, принимавших в расследовании американских правоохранительных органов. В их числе заявления об угрозе национальной безопасности США и поддержка санкции в отношении нефтегазового сектора РФ.
Кроме того, похоже, что изначально дело было инициировано отделом национальной безопасности Министерства юстиции США.
Традиционно, отдел национальной безопасности в Министерстве юстиции сосредоточен на вопросах, которые он считает центральными для национальной безопасности США. Сам факт опубликования документов обвинения означает, что Министерство юстиции относится к обходу санкций очень серьезно. Прокурор округа Колумбия в своем заявлении недавно указал, что преследование российских нарушителей санкций является первоочередной задачей.
Со стороны обвинения, в деле принимает участие межведомственная группа в составе представителей Министерства юстиции США, Министерства торговли США, ФБР, Таможенной службы США, органов государственной власти штата Джорджия, офиса Прокурора по Южному округу штата Джорджия.
2. Поведение производителя товара
Примечательно, что в обвинении упоминается неоднократный отказ производителя продукции в продаже турбины группе лиц. Его логика понятна и направлена на соблюдение принципов должной заботы и осмотрительности, предотвращения негативных регуляторных последствий. Кроме того, согласно материалам дела, компания уже отказывала, находящейся под секторальными санкциями ПАО «Роснефть», в приобретении своей продукции.
Документы показывают, что указанный в деле производитель из США, вероятно, сообщил о вызывающей подозрение информации в ФБР. Как правило, у американских компаний есть комплаенс-программа, требующая от сотрудников сообщать о подозрительных действиях в правоохранительные органы.
Если же компания не соблюдает комплаенс-программу или программа не является существенной для выявления или предотвращения нарушения, такие действия могут повлечь за собой уголовную ответственность за «умышленную слепоту». В случаях, если американская компания обнаружит, что является целью потенциального нарушения санкций, вполне вероятно, что она сообщит об этом в правоохранительные органы США.
Напомним, что в недавнем деле Apollo Aviation, американская компания не смогла четко отследить конечного пользователя своей продукции, оказавшейся в руках SDN-лица и нарушила санкции США против Судана. Результатом этого нарушения стала уплата штрафа в размере 210,000 долларов США для урегулирования потенциального уголовного расследования.
3. Участие в деле ФБР и действие агента ФБР под прикрытием
Согласно материалам дела, американские правоохранители узнали о предстоящем нарушении санкционного режима и вступили в связь с группой лиц через агента под прикрытием, который предоставил свидетельства наличия у него турбины и смог убедить группу лиц в его способности предоставить им товар в обход производителя. Поведение агента не было явно провокационным, он добросовестно и систематично интересовался конечным пользователем продукции, задавал вопросы по техническим аспектам и даже угрожал остановить любые переговоры при непредставлении информации.
4. Имеющиеся прецеденты
Чаще всего информация о рассматриваемых уголовных делах является конфиденциальной и остается таковой до помещения обвиняемых под стражу. Вполне допускается, что уголовные дела о нарушении санкций гражданами РФ уже расследуются, но информация о них пока недоступна.
Министерство юстиции США уже выдвигало обвинения в связи с нарушением санкций. В деле Совфрахт (United States v. Ivan Okorokov, Karen Stepanyan, Ilya Loginov, Alexy Konkov, Ludmila Shemelkova, Yaser Naser and Gabriel Bitar, District of Columbia, Case no. 1:18-cr-00179 (D.D.C. 6/12/18) обвинение концентрировалось на использовании американской валюты при нарушении американских санкций как по РФ, так и по Сирии, выражавшееся в поставках авиационного топлива и обхода санкционных ограничений. Тем не менее, в рамках выдвинутого обвинения информация об арестах и помещениях под стражу широкому кругу лиц представлена не была.
5. Растущий тренд на уголовную ответственность за нарушение санкций
Это самое серьезное обострение в отношении уголовной ответственности за нарушение санкций против граждан России за последние два года. Чаще всего ФБР требуется два-три года, чтобы завершить расследование, и, вполне вероятно, что в производстве у ФБР может находиться сразу несколько уголовных дел. Поэтому, в ближайшие двенадцать-восемнадцать месяцев мы можем ожидать публикацию новых обвинительных заключений.
Хотя это не относится конкретно к России или к уголовным делам о санкциях с участием граждан РФ, хотелось бы упомянуть дело United States v. Reza Zarrab, et. al., S4-15-CR-867 (S.D.N.Y. 12/15/2015). В этом случае один из обвиняемых, Мехмет Атилла, гражданин Ирана, оспаривал обвинение на том основании, что его поведение было законным в соответствии с иранским законодательством и что в его действия никак не затрагивали банковскую систему США. Хотя большая часть дела пока остается закрытой, его финальный исход будет интересным в отношении преследования отдельных лиц за действия, без прямого влияния на США или американскую юрисдикцию.
Авторы:
Дмитрий МагоняУправляющий партнер ART DE LEX
Деннис БойлСтарший советник Whiteford, Taylor & Preston