Пропажа и продажа: Пленум утвердил практику по делам о похищении людей
Раньше практика по этой категории дел на уровне Пленума ВС не обобщалась. Разъяснения Пленума должны обеспечить единообразное применение в судах законодательства об уголовной ответственности за похищение человека, незаконное лишение свободы и торговлю людьми (по ст. 126, 127, 127.1 Уголовного кодекса).
Постановление небольшое, всего 18 пунктов, но важное, ведь каждое дело о похищении и пропаже людей важно из-за моральных страданий, которые переносит похищенный, а иногда ещё и в силу возникающего общественного резонанса.
Пленум разъясняет: в ст. 126 УК под похищением человека нужно понимать захват и перемещение человека в другое место. Например, в другую квартиру, дом, подвал или гараж.
Похищение человека следует квалифицировать как оконченное преступление с момента захвата и начала его перемещения. Если потерпевший не был доставлен в другое место вследствие обстоятельств, которые не зависели от виновного лица, это не влияет на квалификацию совершённых им действий как оконченного похищения человека.
Обязательно нужно помнить, что похищение должно происходить против или помимо воли лица и иметь целью незаконное удержание потерпевшего. Похищение человека может быть также совершено путём обмана потерпевшего или злоупотребления доверием в целях его перемещения и последующих захвата и удержания.
Пленум ВС напоминает: в отличие от похищения человека при незаконном лишении свободы, предусмотренном ст. 127 УК, потерпевший остаётся в месте его нахождения, но ограничивается в передвижении без законных оснований.
Например, когда преступник закрывает потерпевшего в его же доме или квартире, связывает его или иным образом лишает возможности покинуть какое-либо место.
Деяние, предусмотренное ст. 127 УК, представляет собой оконченное преступление с момента фактического лишения человека свободы независимо от длительности пребывания потерпевшего в таком состоянии. Если преступник в дальнейшем переместит потерпевшего в другое место, то суду следует квалифицировать его действия по ст. 126 УК. Дополнительная квалификация по ст. 127 УК не требуется.
Судам нужно учитывать, что применение насилия, не опасного для жизни или здоровья похищенного, нужно квалифицировать по «базовым» частям статьи о похищении и незаконном лишении свободы (ч. 1 ст. 126–127 УК).
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при совершении похищения человека охватывается п. «в» ч. 2 ст. 126 УК, тогда как высказывание или иное выражение такой угрозы при незаконном лишении свободы следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 127 УК и ст. 119 УК.
Похищение человека квалифицируется как совершённое «из корыстных побуждений», если преступники собирались извлечь из своих действий материальную выгоду или избавление от материальных затрат. Сюда же относится преступление по найму – «заказные» похищения.
«Лица, организовавшие похищение человека, совершённое исполнителем за материальное вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество в совершении такого преступления, несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 126 УК», – разъяснил Пленум.
У похитителя всегда есть возможность добровольно отпустить похищенного и получить освобождение от уголовной ответственности. Пленум ВС разъясняет, что «добровольным» можно признать такое освобождение похищенного, при котором похититель осознаёт, что у него имелась реальная возможность удерживать потерпевшего, но он освободил его. Например, передал родственникам, органам власти или указал им на место нахождения похищенного лица, откуда его можно освободить.
Если похищенному удалось сбежать самостоятельно против воли похитителя, то от уголовной ответственности последнего не освободят. Кроме того, добровольное освобождение похищенного человека не освобождает от ответственности за другие незаконные действия, совершённые при похищении. Например, за угрозы убийством.
В «профильной» ст. 127.1 УК под куплей-продажей человека понимается передача человека за денежное вознаграждение другому человеку. А под иными сделками в отношении человека следует понимать «другие противоправные действия, не являющиеся куплей-продажей, но приводящие к передаче потерпевшего от одного лица другому лицу». Например, безвозмездную передачу или обмен на какие-либо материальные ценности.
При совершении купли-продажи человека или иных «сделок» в отношении потерпевшего преступление квалифицируется как оконченное при фактической передаче и при получении потерпевшего.
Полный текст постановления Пленума ВС скоро будет опубликован.