Судьи
10 марта 2020, 15:05

Судья лишилась мантии за процессуальные нарушения

Верховный суд рассмотрел дисциплинарный спор с участием судьи из Дагестана Земфиры Дагировой. Она пыталась отстоять полномочия после того, как ее лишили мантии из-за нарушений при рассмотрении гражданского спора со страховой компанией. Сама она указывала, что ее дело – результат давления со стороны бывшего руководства.

Земфира Дагирова получила должность судьи Ленинского районного суда Махачкалы 25 января 2005 года. В этом суде работал и супруг Дагировой Каримулла Дагиров, который позже был убит при нападении. Нападение, как указывали местные СМИ, связывали с рассмотрением им уголовного дела в отношении экс-главы Пенсионного фонда Дагестана Шарапудина Мусаева (был убит в 2005 году). Того подозревали в организации покушения на мэра Махачкалы Саида Амирова в 1998 году.

31 мая 2019 года ККС Дагестана решила прекратить полномочия судьи из-за дисциплинарного проступка. Представление подал глава ВС Дагестана. Он указал, что судья недобросовестно исполняет свои обязанности. Проблема оказалась в страховом споре от 2018 года. 28 истцов требовали возмещения от страховой компании «Мегарусс-Д». В представлении говорилось, что судья допустила ряд процессуальных нарушений на разных стадиях дела (начиная с принятия к производству). Дело было решено в пользу заявителей, от имени которых выступал один представитель. Со страховой взыскали около 9 млн руб., а позже требования переуступили представителю истцов по договору цессии – об этом речь шла уже в другом деле.

Дагирова не присутствовала на заседании ККС. Она указывала на то, что была госпитализирована. Но в ККС сделали вывод, что судья намеренно не являлась на заседания и злоупотребила правами. Дело рассмотрели без нее. Дагирова оспорила решение о прекращении полномочий в ВККС, но снова безуспешно.

На заседание в Верховный суд она явилась лично, хотя и ссылалась на плохое состояние здоровья. Судья отрицала большую часть нарушений, которые ей ставили в вину. Например, она отметила, что извещала ответчика по действующему адресу и направляла по тому же адресу вынесенный судебный акт. Судье вменяли то, что она рассмотрела сложный спор слишком быстро. Но сама она настаивала, что дело было простым, объемность была связана только с большим количеством истцов. Сами же претензии были однотипными, они были связаны с договорами ОСАГО. Все они содержали переписку истцов со страховщиком, а претензии от каждого не превышали 120 000 руб.

Судья обратила внимание коллегии на то, что претензии к ней начались после конфликта с бывшим руководством ВС Дагестана. Она рассказала, что на нее пытались давить по поступившему к ней делу, связанному с руководством Россельхозбанка. Подробностей о деле она не рассказала, но отметила, что экс-председатель ВС республики требовал от нее принять определенное решение и всячески препятствовал в рассмотрении спора. Выяснилось это обстоятельство только в дисциплинарной коллегии. Раньше не являвшаяся лично на заседания судья не сообщала об этом факте. 

«Почему же Вы не обратились к новому председателю?» – задали ей вопрос в ВС. «Он категорически отказался со мной встретиться», – сказала Дагирова.

В итоге Верховный суд не стал отменять решения квалифколлегий. Дагирову оставили без мантии.

О том, за что судей лишали полномочий в 2019 году, можно прочитать в материале «Без мантии: за что наказывали судей в 2019 году».