Коронавирус
18 марта 2020, 9:59

«Коронавирусная паника»: как сохранить деньги и бизнес

Из-за нового вируса отменяются международные мероприятия в самых разных отраслях по всему миру. Россия не является исключением. Мэр Москвы Сергей Собянин официально объявил сложившуюся ситуацию форс-мажором, а правительство анонсировало налоговые послабления для туроператоров и авиаперевозчиков. Эти сферы одними из первых пострадали от происходящего. Теперь арендаторы будут добиваться снижения платежей, а должники – льготных условий от кредиторов. Эксперты объясняют, на что могут рассчитывать те и другие в сложившейся ситуации. И кто поможет туристам, застрявшим за границей, вернуться домой.

Вернуться домой и получить деньги

Сложнее всего складывается ситуация в туристической сфере. В правительстве уже заявили, что поддержат эту отрасль, как и авиаперевозчиков: отсрочат взыскание налоговых платежей с них. Туристические компании до конца года освободят от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности. Кабмин будет предоставлять государственные гарантии в целях реструктуризации и пролонгации кредитов. 

Еще хуже обстоят дела с российскими туристами, которые не успели вернуться домой. Многие страны закрывают границы, а наших граждан начинают выселять из гостиниц силами полиции. Подобная ситуация сложилась на Филиппинах. Советник КА Муранов, Черняков и партнеры Ольга Бенедская объясняет, что в таких случаях для эвакуации россиян нужен указ президента. Сразу после того как Путин издаст такой документ, начнутся соответствующие мероприятия. До этого момента по закону помощь нашим гражданам за пределами страны должны оказывать представители МИД. Для этого стоит обратиться в консульства РФ за рубежом.

Если турист купил путевку в страну «карантинной зоны»*, то туроператор обязан вернуть ему все деньги (дело № 4-КГ18-42). Деньги за авиабилеты перевозчики возвращают по-разному. Некоторые предлагают передвинуть даты поездки, другие – вернуть деньги за билет полностью и заплатить символический штраф. В этой связи Бенедская подчеркивает: если рейс отменили по вине авиакомпании, та должна вернуть деньги даже покупателям «невозвратных» билетов. С поездами проще – достаточно отказаться не позднее чем за 8 часов до отправления состава, чтобы получить назад всю стоимость билета.

Туристы, купившие путевки в страны, где действует режим угрозы безопасности, вправе требовать расторжения договора и возврата денег. Однако они могут требовать расторжения договора только до начала самого путешествия. Туристы, которые приобрели туры в страны, в отношении которых не введен соответствующий режим, могут потребовать расторжения договора, но они обязаны возместить туроператору фактически понесенные им расходы.

Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов, Ялилов и Сабитов

За отмененные концерты, кинопоказы и театральные постановки зрителям тоже полагается возврат денег (ст. 52.1 Основ законодательства о культуре). Если мероприятие не отменили, но зритель решил не ходить на него и вернуть всю стоимость билета, то его нужно сдать не позже чем за 10 дней до даты этого события, предупреждает юрист ЮФ Инфралекс Ольга Жукова: «Если возврат осуществлен за три дня до мероприятия, то деньги за билет не вернут».

Но проблема усугубляется тем, что сейчас нет законов, которые описывали бы порядок действий в таких ситуациях, подчеркивает партнер ФБК-Право  Нина Боер: «Это новая для всего человечества история, для нее нужны будут новые правила». Она считает, что основная задача при разработке подобных норм – это забота о людях и экономике: «Положения должны разрабатываться юристами и экономистами». 

Согласно действующим законам, от авиакомпаний и туроператоров клиенты вправе потребовать возврата денег. Но эксперт предлагает задаться вопросом: «Хотим ли мы, чтобы авиакомпании продолжали существовать?» Можно и вовсе уволить часть сотрудников, чтобы избавиться от части экономических издержек. Но в ситуации эпидемии это означает, что граждане останутся без средств к существованию, обращает внимание Боер. 

С другой стороны, если возложить на работодателя обязанность заплатить за вынужденный простой сотрудников, когда компания больше не зарабатывает денег, то фирма просто обанкротится, рассуждает эксперт. Таким образом, последствия от текущей ситуации лягут на всех, потому необходимо выработать меры поддержки каждой из сторон в текущих условиях, добавляет юрист. Она подчеркивает, что при решении спорных моментов в такой ситуации стоит ориентироваться не на формальные нормы, а на реальные возможности участников делового оборота. 

Мы пока точно не знаем, сколько продлится всеобщий карантин и каким мир выйдет из него. Эпидемии прошлого происходили в других обстоятельствах, в то время не велись наблюдения за экономическим эффектом. Так что нам не на что оглянуться в истории, чтобы взять пример. Возможно, эта ситуация поспособствует появлению новой отрасли права, как Вторая мировая война повлекла за собой развитие институтов в сфере прав человека.  

Нина Боер, партнер ФБК-Право

Советы работникам и работодателям

Если работник вернулся из стран «карантинной зоны» либо действительно чем-то заболел, то у него будет оплачиваемый больничный. По закону размер таких выплат зависит от стажа и других факторов, но не может превышать 2300 руб. в день. 

Когда сотрудника в режим самоизоляции отправляет сам работодатель, то такой «простой» оплачивается в размере 2/3 среднего заработка работника (ст. 157 ТК), поясняет Юрий Иванов, советник трудовой практики Bryan Cave Leighton Paisner. Но такой порядок предусмотрен лишь в том случае, если начальник мог обеспечить дистанционную работу подчиненного. 

Если «занятость на дому» из-за специфики функционала нельзя обеспечить, то «самоизолированный» будет получать 2/3 оклада, это рассчитывается пропорционально длительности «простоя» (ст. 157 ТК). А в ситуации, когда работник предвидел наступление карантина из-за поездки на отдых в ту или иную страну, но не отменил свой визит туда, то работодатель ему вынужденный «отдых» не оплатит, предупреждает Бенедская.  

По закону в случае введения режима ЧС из-за эпидемии (официальное заявление властей) с работником можно разорвать трудовой договор (п. 7 ст. 83 ТК). В таком случае выходное пособие экс-сотрудник не получит, отмечает Дмитрий Куликов из АБ А2. Но по состоянию на 17 марта 2020 года в России подобный режим не объявлен.

Возможные льготы от арендаторов

Из-за сложившейся ситуации серьезно страдает и бизнес. Российское правительство объявило, что  предоставит отсрочку для арендных платежей за государственное и муниципальное имущество. А некоторые крупные магазины уже направили письма администрациям торговых центров с просьбой отсрочить или снизить платежи за площади, которые арендуют бизнесмены, рассказывает Анастасия Гурина из АБ S&K Вертикаль. Она советует столичным предпринимателям направить арендодателям письма, где подробно описать возникшую ситуацию, сослаться на падение продаж товаров, низкую посещаемость торгового комплекса и попросить об отсрочке или снижении арендной платы. 

По закону стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение договорных обязательств из-за обстоятельств непреодолимой силы. Но наличие таких факторов ещё необходимо доказать, подчеркивает Никита Семякин из Содружества земельных юристов. Иначе действия контрагента расценят как злоупотребление правом. Сейчас подходящими доказательствами будут два документа, поясняет эксперт: объявление ВОЗ о пандемии коронавируса и указ мэра Москвы «О введении режима повышенной готовности». 

Еще один вариант в текущей ситуации – воспользоваться положениями ст. 451 ГК («Изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств»). Можно воспользоваться положениями ст. 451 ГК, посвященной вопросам изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Елена Дмитриева, младший юрист ЮФ Надмитов, Иванов и Партнеры, советует предпринимателям ссылаться именно на эту норму, когда бизнесмены будут пытаться договориться с арендодателями о соразмерном уменьшении цены за снимаемые площади. Если мирно не удастся прийти к соглашению, то можно пойти в суд. Там заявителю придется доказать четыре условия:

При заключении договора стороны полагали, что такое изменение обстоятельств не произойдет.Возникшие обстоятельства нельзя преодолеть даже при должной осмотрительности.Значительно нарушается соотношение имущественных интересов сторон.Из обычаев или существа договора не следует, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Но Бенедская обращает внимание на то, что на практике суды крайне осторожно применяют механизм ст. 451 ГК. Такая тенденция обусловлена нестабильностью экономических условий в стране, из-за которых к предпринимателям предъявляется высокий стандарт осмотрительности, объясняет она. Конечно, пандемия – это не то же самое, что падение цены на нефть, но по привычке суды могут предъявить и в этом случае к бизнесменам такой же стандарт прозорливости, считает юрист. Возможно, что суды не будут считать сам факт карантина основанием, которое препятствует арендатору пользоваться помещениями, предупреждает управляющий партнер ЮФ Варшавский и партнеры Владислав Варшавский. И в такой ситуации участники делового оборота должны проявить здравый подход, подчеркивает партнер Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Айнур Ялилов: «Понятно, что плохо всем, но стороны должны искать компромиссы».

Что делать с кредитами

В конце прошлой недели крупнейший коммерческий банк Грузии TBC Bank разрешил своим клиентам в течение трех месяцев не выплачивать кредиты из-за провозглашенной пандемии. В России частные банки пока не идут на столь кардинальные меры, хотя имеют право это сделать, поясняет Яна Денисова, юрист Арбитраж.ру. 

А кабмин уже объявил, что смягчает требования для кредитования производителей лекарств и медицинского оборудования. Кроме того, правительство составит список системно значимых компаний для мониторинга их финансового состояния и поддержки в случае необходимости. Правительство расширит программы кредитования и гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса. Снимаются ограничения по видам кредитования и отраслям, увеличивается размер субсидий: их сумма по кредитам сроком до двух лет увеличивается. 

Если заемщики из-за карантина утрачивают часть своего дохода, который они направляли на погашение кредитов и процентов по ним, то было бы справедливым со стороны банков предоставить таким заемщикам процентные каникулы и снизить кредитную нагрузку в течение короткого, надеюсь, промежутка времени, а государству – поддержать кредитные организации.

Ольга Бенедская, советник КА Муранов, Черняков и партнеры

Вместе с тем частным клиентам будет проще добиться льгот по кредитам через ту же ст. 451 об изменении договора. Распространение коронавируса и введение режимов повышенной готовности на территории некоторых российских городов граждане предвидеть не могли, констатирует Куликов: «Поэтому высока вероятность того, что суды признают право заемщиков на изменение заемных соглашений». При этом отсутствие у должника денег не будет считаться форс-мажором, подчеркивает партнер FTL Advisers Мария Кукла. 

Ситуация с другими бизнес-обязательствами

Ситуация такова, что Россия в реалиях действующего Гражданского кодекса еще не сталкивалась с теми явлениями, которые возникли сейчас из-за пандемии, утверждает Владислав Вдовин, руководитель коммерческой практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia. По его словам, сейчас становится понятно, что наша доктрина форс-мажора и следующая за ней правоприменительная практика имеют явные пробелы. Эксперт поясняет, что в ней нет четкого ответа на вопрос, как разрешать ситуацию, если обязательства не исполнили из-за нарушений, которые допустило третье лицо: «Это прямо исключено из форс-мажора». А если и само третье лицо нарушило договоренности из-за непреодолимых обстоятельств, то что делать?  

«Аналогичный случай без ответа: если нехватка денег вызвана резким падением спроса из-за эпидемии. Это считать форс-мажором?» – задается вопросом Вдовин. Карантинные меры вызывают у бизнеса ощутимые потери. По ГК причинённые государством убытки, вызванные законными действиями, подлежат возмещению. Понятно, что в этой ситуации надеяться на возмещение наивно, рассуждает юрист, но на каком основании суд должен отказаться возмещать убытки от отмены концерта? 

Учитывая перечисленные обстоятельства, концепция существенного изменения обстоятельств – это не мертвая норма, наоборот, возможно, единственный адекватный механизм, чтобы урегулировать отношения сторон в этот непростой период, констатирует юрист. Так что пока судебные перспективы будущих споров из-за тех же срывов поставки товаров или нарушения других обязательств остаются непонятными. Поэтому Ялилов призывает бизнесменов и коллег, которые будут сопровождать подобные разбирательства, искать компромиссы через переговоры: «Только это поможет нам все урегулировать цивилизованным способом».

Вместе с тем Торгово-промышленная палата России уже начала выдавать заключения о том, что коронавирус является форс-мажором, рассказывает Гурина. Но пока лишь в тех случаях, когда речь идет о срыве экспортных поставок. В связи с этим Бенедская объясняет, что одни и те же обстоятельства для одного обязательства будут форс-мажорными, а для другого не будут. 

Поэтому судам нужно будет тщательно изучать, повлияли ли как-то «противокоронавирусные меры» на возможность исполнить обязательство или нет, подчеркивает Делгира Ходжаева, младший юрист ЮФ Надмитов, Иванов и Партнеры. 

Так, в деле № А04-665/2020 Арбитражный суд Амурской области признал невозможность провести очное собрание участников общества, так как выезд из Китая в Россию «заморожен» из-за угрозы распространения коронавируса. А заочная форма в документах компании оказалась не предусмотрена. 

* – в этот список на дату публикации входят Китай, Южная Корея, Италия, Иран, Франция, Германия и Испания.