Дожить до вылета: что делать россиянам, застрявшим за границей
С 30 марта премьер-министр Михаил Мишустин распорядился ограничить движение через наземные и речные пропускные пункты на российской границе из-за коронавируса. Законопроект выносит за скобки несколько категорий граждан: сотрудников МИД и зарубежных представительств с членами их семей, водителей грузовиков, членов экипажей поездов и речных кораблей, выезжающих из-за смерти близкого родственника, жителей Калининградской области, граждан РФ из ДНР и ЛНР и т. д.
Ещё до этого власти РФ начали эвакуацию граждан, оказавшихся за рубежом. При этом 30 марта стало известно, что аэропорты Москвы не справляются с таким потоком, поэтому в сутки самолёты будут доставлять не более 500 человек в Москву, а в регионы – по 200. Из-за этого многие граждане оказались «запертыми» на территории других стран. Как передавал «Коммерсант», квоты затрудняют процесс возвращения россиян домой. При этом общее количество желающих вернуться постоянно растёт. «Речь идет примерно о 35 000, которые направили информацию в российские дипломатические представительства. Многие не указали контакты для обратной связи, что затрудняет их идентификацию. Но со списками продолжается работа и верификация», – сообщил издательству собеседник из МИД.
Юристы в Кении
Партнёр Пепеляев Групп Елена Соколовская и её коллега из BGP Litigation Ирина Акимова отправились в Кению в качестве туристов 15 марта. После того как правительство объявило о том, что будет эвакуировать российских граждан из других стран, обе туристки 24 марта направили заявки со всеми необходимыми данными в местное представительство РФ. По словам Соколовской, к 1 апреля желающих эвакуироваться было 44.
«Посольство говорит нам, что нас собираются эвакуировать, но при этом не даёт никакой точной информации. Только то, что списки с нашими фамилиями были переданы в МИД, сейчас посольство ждёт от министерства дальнейших указаний», – говорит партнёр «Пепеляев Групп». Она считает: потому что российских туристов, желающих покинуть страну пребывания, в Кении значительно меньше, чем в ряде европейских стран, они оказались «далеко не в приоритете». Узнав о планах российских властей направить борт для эвакуации россиян в соседнюю Танзанию, собеседницы «Право.ru» обратились в посольство РФ с предложением объединить рейсы, но получили отказ.
По словам партнёра BGP Litigation, отели в Кении повсеместно закрываются из-за забастовок работников, которым не выплачивают зарплату. В связи с этим россиянкам пришлось переехать в другую гостиницу, так как предыдущее место, в котором они остановились, тоже закрылось. По словам Акимовой, туристов в Кении не очень много, спрос на гостиничные номера не очень большой, поэтому снять жильё им удалось достаточно бюджетно, «в целом средства на существование сейчас есть». Но сроки пребывания россиянок на территории страны до сих пор вовсе не ясны, поэтому планировать траты им трудно.
Своими опасениями юристы поделились с российским послом. «Мы задали ему вопрос, что будет, если у нас кончатся деньги, и сможет ли посольство нам помочь?» В ответ нам сказали, что помогать будут только тем, кому совсем некому помочь, то есть у кого нет родственников в России». При этом финальное решение о том, в каком объёме предоставлять помощь, будет принимать МИД.
Ранее «Коммерсант» сообщал о сокращении регулярных рейсов в Россию. Собеседник издательства говорил, что самолёт в страну присылают только тогда, когда «набирается достаточное количество человек». При этом из-за сокращения предложений стоимость авиаперевозок постоянно растёт. В ответ на жалобы касательно цены МИД зачастую отсылает к Росавиации и говорит, что вопросы ценообразования не входят в компетенцию министерства.
Что делать, если деньги на исходе?
В связи с тем, что сроки эвакуации граждан до сих пор остаются неясными, портал «Право.ru», пообщавшись с юристами, решил составить небольшую правовую инструкцию для россиян, оказавшихся «запертыми» за границей. Она касается тех случаев, когда гражданин РФ оказался на территории другой страны без средств к существованию.
Будучи за границей, российский гражданин вправе рассчитывать на помощь российского консульства. Его деятельность регулируется Консульским уставом. Ч. 2 ст. 20 этого устава предусматривает случаи, когда россиянин оказался на территории другого государства без средств к существованию.
После того как гражданин РФ обращается в зарубежное представительство, оно выясняет, оказался ли россиянин в этой стране по чьему-либо приглашению и несёт ли пригласившее его юридическое или физическое лицо ответственность по возмещению расходов, связанных с его пребыванием здесь. Если такие обязательства имеются, то загранучреждение содействует их исполнению.
Если же россиянин отправился в другую страну на правах туриста, то консульство помогает установить контакты с членами его семьи, другими родственниками и иными лицами. Например, с друзьями, коллегами и т. д. Деньги можно занять у них.
Не всегда у родственников или друзей может найтись необходимая сумма, особенно если турист «застрял» в стране с высокими ценами. В таких случаях тоже должно помочь консульство, но уже по-другому.
В 2010 году правительство утвердило «Положение о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию». Оно предусматривает помощь в исключительных случаях – когда возвращение домой поможет устранить непосредственную угрозу жизни человека.
При этом «определения «непосредственная угроза жизни» в законодательстве не имеется, поясняет юрист КА Юков и Партнеры Екатерина Баглаева. Компетентные лица и органы в каждом конкретном случае, в зависимости от фактических обстоятельств, могут признать этот факт. Как правило, это ситуации, когда что-то угрожает жизни и здоровью человека. «С учетом обстоятельств, происходящих сейчас в Италии, полагаю, что если российский гражданин обратится оттуда с просьбой о помощи, то его признают в ситуации непосредственной угрозы жизни», – добавляет Баглаева.
Аналогичной позиции придерживается и партнёр Евгений Ращевский, соруководитель международной арбитражной и судебной практики АБ ЕПАМ. «МИД сейчас официально призывает всех граждан возвращаться из-за рубежа, ситуация теоретически соответствует критерию непосредственной угрозы жизни», – заверяет Ращевский.
Доктор юридических наук Ольга Рогачева, адвокат Бородин и партнеры, тоже считает, что случай с коронавирусом исключительный и подпадает под действия положения. «Другой вопрос, будет ли возвращение в Россию способствовать устранению непосредственной угрозы жизни. Ведь в России тоже выявлен коронавирус», – добавляет адвокат.
Помощь консульство предоставляет на безвозмездной основе. Деньги на это выделяет загранучреждение из поступивших в организацию доходов от разрешённых видов деятельности.
Чтобы воспользоваться помощью, необходимо подать следующие документы:
1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей и иных сопровождаемых граждан Российской Федерации, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения Российской Федерации с изложением обстоятельств, из-за которых он оказался на территории государства пребывания без средств к существованию;
2) паспорт или другой документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, выданный компетентными органами России (по возможности);
3) официальные документы, которые выдали компетентные органы и учреждения государства пребывания и которые имеют отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).
После этого в загранучреждении собирают комиссию в составе не менее трёх человек. Комиссия действует на постоянной основе. Именно она принимает решение о том, помочь заявителю материально или нет. Ее состав и председателя утверждает руководитель загранучреждения. Туда обязательно входит бухгалтер. В тех случаях, когда количество голосов за и против одинаковое, решающий голос остается за председателем.
Комиссия обязана рассмотреть заявление в течение 72 часов (трое суток). За это время она должна проверить достоверность изложенных в заявлении фактов, выяснить обстоятельства пребывания гражданина в этой стране: есть ли у него виза, какова цель поездки и т. д. При необходимости она запрашивает другие документы, относящиеся к вопросу. В случае принятия решения комиссия составляет протокол и одну копию выдает гражданину.
Да, может. В тех случаях, когда заявитель сообщил ей ложные сведения или ситуация, связанная с угрозой для жизни, разрешилась.
Более того, консульство, уже приняв решение, может прекратить оказывать помощь, если выяснит, что россиянин предоставил ложные сведения, его ситуация разрешится или гражданин будет злоупотреблять предоставленной помощью.
Что касается вопроса злоупотребления, то «нет четкого перечня ситуаций, в которых лицо будет считаться злоупотребившим помощью», считает Баглаева. По мнению эксперта, «исключительность ситуации будет иметь решающее значение. В разряд злоупотреблений войдут все случаи, когда лицо пользуется помощью не потому, что оказалось в исключительной ситуации и не с целью возвращения на территорию РФ, а с какой-то иной противоправной целью».
Загранучреждение компенсирует стоимость гостиницы. Сумма, которую консульство выделяет, – это половина от той суммы, которая выделяется сотрудникам бюджетных организаций на аренду помещения, когда они отправляются в командировку в указанную страну.
Консульство также компенсирует покупку билетов по минимальному тарифу до пункта пропуска через государственную границу РФ, открытого для международного пассажирского сообщения.
Кроме того, российское представительство оплачивает приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Размер такого возмещения составляет половину от суммы суточных, выделяемых для сотрудников бюджетных организаций во время командировок.
При этом не допускается предоставление помощи в форме передачи гражданину наличных денежных средств, а фактически предоставленная помощь оформляется актом, который подписывают её получатели и члены комиссии.
Анализируя эффективность приведённой правовой базы, Баглаева указывает на то, что эти нормы «результативны при условии эффективной работы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ», поскольку именно за ними остаётся последнее слово в решении судьбы «застрявшего» за рубежом российского гражданина. При этом россияне, которые не согласны с решением консульства, могут обжаловать его в судебном порядке. Парадокс лишь в том, что для обжалования им нужно вернуться в Россию.
Комментируя указанные выше акты, юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин считает: «К сожалению, на практике данная норма практически не реализуется, так как решение об оказании помощи принимается комиссией при данном дипломатическом органе, а помощь оказывается за счет средств данного учреждения. Поэтому консульства и посольства в целях экономии средств практически в 100% случаев отказывают в материальной помощи». Он добавляет, что «весь объем помощи консульства или посольства заключается в установлении связи с родственниками туриста и предоставлении информации о возможностях возвращения в РФ. Такие решения обжалуются по КАС, но практика по таким делам пока незначительная».