Коронавирус
9 апреля 2020, 20:54

«Ни в одной другой судебной системе мира нет более совершенных информационных систем, чем в российском правосудии»

CEO Pravo.Tech Алексей Пелевин рассказал, как период «всеобщей самоизоляции» отразился на работе «электронного правосудия», а также о месте и роли России в процессе «цифровизации судопроизводства».

Уже сегодня тестируются отечественные технологии и разработки, которые способны в ближайшем будущем сделать видеопроцессы проще и доступнее для всех участников спора. Вместо того чтобы ездить в суды, участнику спора достаточно будет зайти на сайт арбитражного суда, авторизоваться с помощью портала «Госуслуги» и участвовать в разбирательстве дистанционно прямо из дома. Нововведение может быть готово к практическому применению в арбитражных судах уже через несколько недель.

Электронное правосудие в цифрах

Примерно с середины марта нагрузка на систему «электронного правосудия» заметно выросла – на 22% – по сравнению с аналогичным временным промежутком прошлого года. Увеличилась не только посещаемость сервиса, но и выросло число подаваемых документов в электронном виде.

Например, с 22 по 25 марта суды стали получать в два раза больше первичных документов по самым разным категориям споров. Правда, к началу апреля число посетителей системы упало втрое, зато с 5 апреля нагрузка на сервисы  вновь резко подскочила (более чем в два раза). «Первая «карантинная неделя», судя по всему, оказалась шоковой для всех, в том числе и для участников процессов. Сейчас люди начали привыкать к изменившимся условиям, хотя неделю назад чувствовалась растерянность всего юридического сообщества.

Почти каждого волновал вопрос, как будут работать суды во время «всеобщей самоизоляции». Это объяснимо, ведь никто из нас раньше не бывал в таких ситуациях. Из сводок новостей мы видим, что даже главы мировых держав с трудом понимают, как правильно поступать в сложившихся условиях. Очевидно, что и в российской судебной системе не могло быть «чрезвычайных» сценариев на такие случаи». 

Но нужно отдать должное председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву. Так, с этой недели все постепенно прояснилось, наблюдается отчетливая нормализация ситуации. Кроме того, судьи, которые работают в арбитражной системе, и раньше зачастую пользовались картотекой арбитражных дел из дома, когда «работали на удаленке». Никаких сложностей с этим не было и нет. Если же судить по отзывам, которые приходят в службу технической поддержки, то судейское сообщество вообще с восторгом и энтузиазмом встречает технические новинки в сфере электронного правосудия.

Например, многие суды обращаются в Верховный суд, чтобы «во внеочередном» порядке подключиться к функционалу онлайн-ознакомления с материалами дел. И это замечательно, ведь не только представители сторон, участники споров и профессиональное адвокатское сообщество, но и сами судьи готовы сегодня к «цифровому правосудию».

К дистанционному правосудию мы уже были готовы 

Важно, что в сложившейся «карантинной» ситуации нам даже не пришлось ничего принципиально менять. Система «Мой Арбитр», являющаяся сердцем «электронного правосудия» арбитражных судов,  изначально проектировалась так, чтобы с ней было удобно работать именно дистанционно. 

На протяжении уже более 10 лет система все время развивается и масштабируется, добавляются новые возможности и сервисы. Особенно актуальным на сегодня оказалось нововведение, о котором я уже упомянул, – это возможность сторонам ознакомиться с материалами судебного дела в электронном виде. Этот функционал стал доступен с середины февраля, а его популярность и потенциал очевидны уже сегодня.

Доступ предоставляется к документам, поступившим в электронном виде через систему «Мой Арбитр», и бумагам, отсканированным канцелярией суда, а также к аудиозаписям судебных заседаний. То есть со всем можно ознакомиться из дома. Ехать никуда не нужно. Сегодня к системе подключено уже более 30 судов, а до конца мая, согласно установленному ВС графику, планируется внедрить её во все арбитражи всех инстанций.

Видеосуды уже на пороге

А вот с форматом судебных процессов по видео-конференц-связи проблемы возникли объективно – но они не в части «техники», а в области законодательства. Согласно действующим нормам АПК, ГПК и КоАП, сторонам нужно приходить в суд, чтобы воспользоваться этой системой, то есть соединение идет по принципу «суд с судом». Это позволяет удостоверить личности участников, проверить документы и т. д.

Очевидно, что в условиях «самоизоляции» это, по сути, означает «невозможность проведения заседания в режиме ВКС». Но этот подход можно и нужно менять, а технические решения в этой части уже есть. Нами разработаны инструменты, которые позволят любому юристу и участнику спора прямо из дома участвовать в заседаниях, нужно будет только «войти» в систему через официальный сайт суда. Сейчас прототип данного решения тестируется. Думаю, что на внедрение уйдет несколько недель.

В результате участники процессов могут получить возможность «официальной» видео-конференц-связи с доступом через усиленную электронную подпись в максимально простом и удобном формате. Но как я сказал, самое главное в этом вопросе сейчас – это законодательная база, нормативное регулирование.

На днях в СМИ было сообщение о том, что один судья провел заседание в виде видеотрансляции через один из популярных мессенджеров. Но коллизия в том, что с точки зрения действующих законов если поступит жалоба, то решение должно быть отменено по безусловным процессуальным основаниям! Потому что такая вот процедура рассмотрения в законе сейчас отсутствует.

Поэтому очень надеемся на инициативу, которую подготовили заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Русских и глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Например, в части АПК нужно будет дополнить ст. 153.1, прописать процедуру. Тогда это позволит уже официально использовать «внесудебную» видеосвязь для проведения заседаний дистанционно. Как я слышал из СМИ, сенаторами эти предложения были направлены в ВС. Мы и всё юридическое сообщество надеемся, что Вячеслав Лебедев, который очень внимательно относится ко всем инновациям в российском правосудии, поддержит их.

У нас, как и везде в мире, любят поругать судебную систему. Но, если честно, ни в одной другой судебной системе в мире нет более совершенных автоматизированных систем, чем те, которые используются сегодня в российском правосудии. Мы это знаем точно, потому что проводили подробный анализ всех действующих аналогов. И вызывает отдельное восхищение то, как руководители системы и отдельных судов реагируют на возникшие вызовы, решают вопросы в горячем режиме. Без лишней волокиты и «бюрократической возни».

Алексей Пелевин

Технологически мы готовы к жизни «после коронавируса»

Наша страна в сфере технологизации судебной системы очень продвинутая. Я сейчас говорю не только про арбитражные суды, но и про СОЮ. Россия тут ушла далеко вперед. Поэтому стоит рассказать всему миру, как работает наше электронное правосудие, когда пандемия закончится.  

Сложившаяся ситуация нас всех уже изменила. Мы поняли, что можем работать из дома и делать это не менее эффективно, чем в офисе. Вот и технологические новации, которые в ближайшее время внедрим, останутся с нами навсегда. Люди будут привыкать к этому постепенно. Когда были запущены электронные сервисы, система «Мой Арбитр», количество исков и жалоб через них подавалось мизерное. А сейчас 35% всех исковых заявлений и дополнительных документов поступают в суды именно с помощью этих информационных продуктов.

Не стоит бояться, что в первые дни после окончания «всеобщей самоизоляции» на суды свалится огромный объем документов. Возьмем новогодние и майские праздники, когда бумаги подаются, но временно не обрабатываются. В первый день после окончания таких каникул сотрудники судебного аппарата выходят и накопившуюся «очередь» успешно обрабатывают. Технологически мы тоже готовы к такой нагрузке. Нам нет разницы: 1 млн документов подадут или несколько миллионов.

И я не думаю, что из-за эпидемии правосудие станет дороже для участников споров. Мы видим, что сейчас наступило снижение деловой активности, думаю, юристам придется понизить цены на свои услуги. Даже крупные юрфирмы станут более «сговорчивыми» в отношениях с клиентами. 

А электронные судебные технологии – это еще один способ сделать правосудие более эффективным, недорогим и доступным для граждан и бизнеса.