Коронавирус
21 апреля 2020, 17:28

Виртуальный процесс: Верховный суд провел первое онлайн-заседание

Чтобы принять участие в деле, участникам процесса больше не надо будет выходить из дома. Сегодня Верховный суд провел первое онлайн-заседание. Судьи в масках – в зале суда, стороны – в своих квартирах и офисах. Именно так коллегия по гражданским спорам рассмотрела первое «виртуальное» дело о признании членом семьи военнослужащего. Рассказываем, как проходил процесс.

О том, что заседания в Верховном суде теперь будут проводиться онлайн, стало известно сегодня утром. Как пояснили в пресс-службе Верховного суда, теперь сторонам, принимающим участие в онлайн-процессе, не нужно будет никуда идти, так как выступить в суде можно будет, если подключиться к заседанию из дома или офиса. 

Для этого участники онлайн-заседания должны заранее направить в суд заявление и документы, подтверждающие их полномочия, и авторизоваться через портал «Госуслуги». После авторизации они получают ссылку на виртуальный зал заседаний ВС. Там и рассматривают дело. 

Именно таким образом проходил сегодняшний процесс по делу № 60-КГ20-2. Рассмотрение спора продолжалось чуть меньше часа, а само заседание можно посмотреть в YouTube. 

Дело рассматривала коллегия ВС по гражданским спорам – судьи Александр Кликушин, Юрий Москаленко и Татьяна Назаренко.

Тройка судей в медицинских масках – в зале заседаний на Поварской, стороны – у себя дома (в разных городах России и часовых поясах).

«Здравствуйте, вы нас слышите, да?» – уточнил председательствующий судья Кликушин. «Уважаемый суд, слышим вас хорошо», – ответили стороны сидя перед камерой. На этот раз вставать при входе судей в зал заседаний не пришлось.

Стороны попросили назваться и показать на камеру документ, удостоверяющий личность (паспорт). 

Отводов у сторон не оказалось после обычного разъяснения процессуальных прав. «Коллегия определила рассмотреть дело путем веб-видео-конференц-связи», – указал суд после получения согласия сторон и уточнил у сторон вопрос о ходатайствах и рассмотрении дела в отсутствие других лиц. Дальше дело шло в привычном режиме.

Речь шла о признании ребенка супруги от первого брака членом семьи военнослужащего. Это было нужно, чтобы на ребенка матери от первого брака распространялись льготы, в том числе на обеспечение жильем, в чем супругу истицы отказали. Иск удовлетворили в первой инстанции, апелляция поддержала решение, но организация «Востокрегионжилье», предоставляющая военным жилые помещения, оспорила судебные акты. По мнению заявителя, стороны не доказали, что помощь Исакова имеет место, а совместное проживание – это недостаточное основание для того, чтобы подтвердить, что ребенок находится на содержании нового мужа его матери.

В ходе заседания мать ребенка объяснила, что алименты через суд не взыскивала: отец ребенка, живущий с другой семьей, платит 10 000 руб. по договоренности, хотя и нерегулярно, а видится с ребенком примерно раз в год. Новый супруг полностью обеспечивает ребенка и фактически выполняет обязанности отца. При этом алименты не могут закрыть вопросы, которые дают льготы, указала истица и отметила, что ребенок сможет пользоваться бесплатным проездом и обслуживаться в военной поликлинике, а не обычной, за 18 км, до которой на Камчатке – именно там живет семья – зимой доехать сложно. А также получить большую служебную жилую площадь. 

– Почему тогда Исаков [муж истицы – ред.] указан ответчиком по делу? – уточнили судьи. Они удивились, что истица не обратилась с иском к компании «Востокрегионжилье». 

– Нам сказали, что такой порядок, – ответила заявительница.

Пояснить вопрос хотел сам ответчик, но связь пропала, так что сразу получить ответ не получилось. Но судьи нашли, чем заняться во время вынужденной паузы. «От него поступили письменные возражения, – указал один из членов коллегии. – Давайте пока их огласим». Пока огласили объяснения, связь восстановилась. Исаков рассказал, что порядок подачи иска представили ему в первой инстанции – якобы именно так подается иск для признания кого-либо членом семьи военнослужащего. «Это не только мой случай, у нас такая практика», – пояснил суду Исаков.

Судебная коллегия удалилась на совещание спустя полчаса слушаний. Судьи ушли, как и на очном заседании, в совещательную комнату. На всё оставшееся время стороны остались ждать решения перед камерами.

«Объявляется резолютивная часть определения. Слышно вам хорошо, да?» – уточнили судьи. 

«Судебные акты отменить, дело отправить на новое рассмотрение в суд первой инстанции».

Пояснений в онлайн-заседании оказалось больше, чем обычно.

«За пять дней мы отправим решение в первую инстанцию, когда дойдет, не знаем. Но я вам скажу, что тут очень много процессуальных нарушений, – пояснил судья огорченным участникам заседания. – Вам надо обжаловать не действия друг друга. Что делать, вы потом прочитаете в определении, там все будет подробно описано. Понятно, да? Решение отменено по процессуальным основаниям, а не по нормам материального права. Нельзя обращаться с иском друг к другу».

– А вопрос нельзя задать? – уточнил участник процесса.

– Скажите, если сможем, ответим, – не отказал судья.

– По поводу того, что супруга подает на меня в суд, – начал снова рассказывать о проблеме участник спора. Разъяснения он получил.

«Есть особый порядок, в нем вы можете заявить требование признать [ребенка] иждивенцем. Исковой порядок – это спор о праве. Все будет в определении. До свидания, всего вам доброго», – завершили видеоконференцию судьи ВС.