Коронавирус
24 апреля 2020, 9:55

Соглашение через Zoom: что нужно учитывать

Эксперты отмечают, что сейчас участники делового оборота стараются не заключать новые соглашения. Если и проводят переговоры, то по изменению уже существующих и подписанных документов. Самый популярный формат – созвониться по видеосвязи. Но подобный способ лишает опытных переговорщиков целого ряда преимуществ. Например, оппонент находится в комфортной обстановке, поэтому его уже сложнее уговорить на то или иное решение. Да и технические сбои связи тоже идут не на пользу деловому общению.

Разговоров стало меньше

Новые соглашения в период пандемии стороны стараются не заключать. Многие участники делового оборота просто выжидают, что и как будет дальше, говорит управляющий партнер Ветров и партнеры Виталий Ветров. 

По изменениям текущих соглашений переговоры идут непросто. Особенно тяжело приходится, если кредитор является должником у третьего лица, говорит партнер АБ Качкин и партнеры Дмитрий Некрестьянов. Ощутимо это будет для торгового центра, который платит кредит банку и не может позволить снизить арендные доходы. Эксперт объясняет, что кредитор испытывает непонимание, почему он, имея хороший и составленный в его пользу договор, должен добровольно отказаться от такой защиты и начать делить убытки с должником?

Естественно, что сейчас наблюдается как спад деловой активности, так и переговоров. Деловое общение преимущественно переместилось в онлайн, хотя и не все могут с этим смириться. Многие люди, особенно старшего поколения, просто откладывают важные переговоры до окончания самоизоляции.

Денис Быканов, партнер MGP Lawyers

Негативно влияет на переговоры и понимание того, что долгосрочное планирование отношений в текущих условиях достаточно проблематично. Из-за этого некоторые предприниматели, у которых контрагенты просят послаблений, предпочитают действовать на краткосрочную перспективу, констатирует Ольга Жукова из ЮФ Инфралекс: «Они стремятся получить максимальную выгоду сейчас, так как неизвестно, что будет потом».

Договариваемся в новом формате

Во многих известных нам проектах плановые или «докризисные» переговоры практически замерли, подтверждает управляющий партнер Ost Legal Владимир Липавский: «Вероятно, компании оценивают влияние кризиса и способы его преодоления». «Кризисные» переговоры протекают с использованием всех доступных каналов связи, перечисляет юрист: Zoom, Skype, электронная почта, телефон. Бывают и личные встречи, хотя в последние две недели крайне редко, добавляет он.

У нас встречи в офисах официально запрещены, рассказывает Ольга Батура из Дювернуа Лигал: «Все переговоры ведутся через Skype, WhatsApp и другие подобные сервисы». Для транзакционных практик традиционно общение в формате телефонной конференции. Но в решающие моменты на передний план все равно выходят личные встречи, которых в текущих условиях совершенно не хватает, подчеркивает партнер CMS Russia Владимир Зенин.

Раньше сложные вопросы решались на личных встречах, которые позволяли «прочувствовать» контрагента, найти его слабые стороны и «продавить» нужное решение, подчеркивает советник АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Олег Буйко. По его словам, переход на видеоконференции фактически лишил преимуществ опытных юристов-переговорщиков: «Ваш контрагент «находится» через камеру, в комфортной для себя атмосфере, когда нет стресса и накала. Как следствие, сложнее найти компромисс или добиться более выгодных условий сотрудничества».

Фиксируем договоренности правильно

Еще одна сложность – правильно оформить договоренности, которых удалось достичь в онлайне. Если речь идет о заключении допсоглашения, то можно воспользоваться положениями действующего договора об обмене документов, советует Жукова. Пусть даже и по электронной почте. Также многие компании могут подписать бумаги с помощью электронной подписи, добавляет она. Все эти процедуры необходимо обязательно соблюсти, чтобы в будущем обеспечить доказательственную базу для обоснования своего добросовестного поведения, объясняет старший юрист Vegas Lex Кирилл Никитин.

Плюсы и минусы дистанционных переговоров*

+ экономия времени;

+ бóльшая алгоритмичность переговорного процесса;

– сложно найти «слабые» стороны контрагента и «продавить» нужное решение;

– чаще встречаются отказы от уже достигнутых соглашений;

– из-за перегрузок сети связь может зависнуть в неподходящий момент.

* – плюсы и минусы перечислили комментаторы материала.

Кому-то приходится выезжать на личные встречи и в период «всеобщей самоизоляции». Так, на прошлой неделе мы подписывали в «челночном» режиме документы об увольнении сотрудника, рассказывает управляющий партнер Lidings Андрей Зеленин: «Сначала на территории работника, а потом у работодателя». Подобные контакты офлайн во многом зависят от того, как серьезно участники переговоров относятся к угрозе коронавируса, резюмирует управляющий партнер Art De Lex Дмитрий Магоня.