Юристы оценили антикризисные меры и рассказали, как переживают пандемию
«Коммерсант» собрал мнения юристов о мерах поддержки бизнеса на фоне коронавирусного кризиса. Они рассказали, как их собственные фирмы переживают трудности.
Мораторий на банкротство
По мнению юристов, мораторий на банкротство эффективен как временная мера «на короткой дистанции», но не даст результатов без прямой господдержки бизнеса. Так, директор департамента корпоративного права юридической фирмы РКТ Елена Кравцова отметила, что эта мера актуальная для предприятий, которые могут быстро нарастить прежнюю эффективность. Например, для транспортной и туристической отраслей на внутрироссийских направлениях. Но большинству пострадавших компаний не хватит срока действия моратория, чтоб оправиться от кризиса самостоятельно. Если государство не окажет им действенную помощь, после отмены моратория суды столкнутся со шквалом банкротств, отметил Антон Красников, партнер юридической компании «Сотби».
Юристы также отметили, что механизм моратория должен быть более гибким, а распространение его действия по основному виду деятельности в ЕГРЮЛ ведёт к ошибкам. Они предложили в индивидуальном порядке распространять мораторий на предприятия, которые докажут, что серьёзно пострадали от пандемии. При этом председатель коллегии адвокатов GR-Legal Ирина Шоч отметила, что появление механизма добровольного отказа от действия моратория говорит о том, что даже в пострадавших областях некоторые компании могут быть заинтересованы в банкротстве, независимо от ситуации с коронавирусом.
Партнер коллеги «Делькредере» Максим Степанчук отметил, что само использование моратория для улучшения своего финансового состояния может стать опасным для контролирующих должника лиц в случае привлечения к субсидиарной ответственности. Он рекомендовал руководителям попадающих под мораторий предприятий документально удостоверить разумность своих действий в этот период.
Ответственность за нарушение санитарных норм и фейки
Юристы отметили, что ужесточение ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и распространение фейковых новостей чревато конкуренцией норм. В КоАП появилось несколько пересекающихся статей – например, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период ЧС или при угрозе распространения заболевания (ч. 2 ст. 6.3 КоАП) и невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП). К тому же аналогичные нормы ввели во многие региональные кодексы. В отсутствии наработанной практики по применению каждой из статей необходимы подробные разъяснения Верховного суда.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Александр Железников считает, что ответственность за фейковые новости может стать политическим инструментом для влияния на СМИ.
Налоговые послабления
Как и в случае с мораторием на банкротство, юристы считают налоговые каникулы для пострадавших отраслей эффективными только в краткосрочной перспективе. Необходимы дополнительные меры, чтоб затронутые кризисом предприятия действительно смогли платить налоги, когда придёт время для этого. Партнер O2 Consulting Наталья Кузнецова предложила госорганам наблюдать за ситуацией и при необходимости продлить период налоговых каникул.
При этом, поскольку федеральные меры не касаются уплаты НДС, в полной мере поддержку ощущают только компании, которые пользуются специальными налоговыми режимами.
Юристы положительно оценили создание перечня стратегически значимых предприятий и субсидирование кредитов для крупного бизнеса.
Ужесточение налогового режима для офшоров
Старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин считает, что увеличение налога на дивиденды и проценты, которые выводят за рубеж, связано с потерей доверия к иностранным инвестициям со стороны государства. Новая мера должна стимулировать международные компании раскрыть конечных выгодоприобретателей и владельцев. Партнер BGP Litigation Александр Голиков отметил, что пока неясно, останется ли возможность избежать промежуточного налогообложения, если конечным выгодоприобретателем заявлен резидент из России.
В то же время Максим Владимиров заявил, что эти меры в первую очередь ударят по российским компаниям с представительствами за рубежом, а советник налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов считает, что изменения налоговой политики снизит объём зарубежных инвестиций.
Арендные отсрочки
Юристы единодушно назвали меры по отсрочке арендной платы для пострадавших областей недостаточной и половинчатой мерой. Адвокат коллегии «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Дмитрий Крахмалев отметил, что из-за неработающих судов трудно будет добиться отсрочки от арендодателя, который не пожелает пойти арендатору навстречу.
Партнер «Инфралекс» Максим Черниговский отметил, что малому и среднему бизнесу придётся после отмены изоляции повысить цены, чтоб выплачивать долги по аренде. При этом прибыль предприятий не вырастет, а снизится, для кого-то – и до отрицательных значений. Это особенно актуально для отраслей, в которых отсутствует отложенный спрос. Партнер коллеги «Делькредере» Денис Юров также счёл, что меры по отсрочке лишь отодвигают кризис на следующий год, когда отложенные обязательства по аренде и налогам обрушатся дополнительным грузом на ещё не оправившийся бизнес.
С другой стороны, введённые меры просто перекладывают риски на частных арендодателей, подчеркнул управляющий партнер «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Антон Александров. Для них также нужно предусмотреть программу поддержки.
Партнер и руководитель практики недвижимости и строительства Dentons Сергей Трахтенберг отметил, что необходимо чётко определить критерий невозможности использования арендованного имущества.
Кроме того, все юристы считают, что нужно временно разрешить расторжение арендного договора без штрафных санкций по инициативе арендатора.
Максим Черниговский предлагает «отвязать» пособие по безработце от МРОТ и определять его на основе среднего трудового дохода гражданина в предыдущие годы. Расходы на выходное пособие юрист предлагает возложить на государство. Это позволит компаниям сокращать сотрудников в соответствии с реальными потребностями и в то же время обеспечит население гарантиями на период трудоустройства.
Последствия коронавируса для юридического рынка
Юридические компании без потери эффективности перешли на удалённый режим работы, закрытие судов ударило по прибыли. При этом у многих юрфирм почти нет резервных фондов, и если суды не откроются или не начнут рассматривать дела дистанционно в ближайшее время, такие компании могут не пережить кризис.
Управляющий партнер АБ КИАП Андрей Корельский отметил, что общий экономический кризис приведёт к сокращению числа юристов-консультантов в компаниях всех секторов. Эксперт практики разрешения споров РКТ Анастасия Шамшина считает, что после окончания самоизоляции юррынок столкнется с наплывом клиентов и одновременно со снижением их платежеспособности.
Из-за «отложенных» банкротств и неоднозначности многих вновь введённых правовых норм после пандемии возникнет очень много судебных споров. Шамшина также ожидает роста числа бракоразводных процессов. Управляющий партнер Bryan Cave Leighton Paisner Андрей Гольцблат также отметил, что цифровой рынок, вероятно, продолжит рост, который подтолкнула пандемия, а значит, будет возникать всё больше судебных дел в этой сфере.
Юристы ожидают после пандемии спада в сфере недвижимости, строительства, а также «цивилизованных» слияний и поглощений.