Доходы юристов в апреле упали
Прошло чуть больше месяца с начала действия ограничительных мер, и мы решили узнать у читателей, какую зарплату или доход они получили за апрель. Каждому третьему (33%) удалось сохранить прежний размер зарплаты, показали результаты опроса на сайте и в Telegram-канале «Право.ru» (данные приводятся по медиане процентов). Это может быть связано в том числе с тем, что юристы доделывают работу, за которую принялись еще до кризиса.
У 67% респондентов произошли изменения в зарплате или доходе. 52% ответивших получили меньше, чем обычно. Каждый десятый (11%) недосчитался небольшой части привычной получки. Примерно столько же (13%) получили меньше на треть. Еще столько же (11%) получили «значительно меньше». Половины заработка лишились 7% респондентов, а 4% получили около МРОТ.
Совсем ничего не заработали за апрель 15% представителей юрсообщества.
Больше обычного получили лишь 6% счастливчиков.
В текстах «Право.ru» о юридическом бизнесе даются объяснения, почему остается неизменной или уменьшается зарплата консалтеров в кризис.
Тот факт, что у части юристов сохранился прежний доход, может быть связан с тем, что на некоторые юридические услуги спрос только растет. «Сейчас чемпион по загрузке – трудовая практика. Именно она «переваривает» все законодательные нововведения федеральных и московских властей и в режиме реального времени консультирует бизнес по нетривиальным вопросам функционирования в режиме карантина и нерабочих дней», – говорит Алексей Захарько, управляющий партнер Dentons в России. Стабильно держится и налоговая практика. «В направлении, которое больше специализируется на консультировании и структурировании, работы достаточно много», – делится партнер TAXOLOGY Алексей Артюх. Появился большой пласт запросов на урегулирование спорных вопросов участников арендных отношений. Арендаторы озаботились тем, как получить отсрочку или снизить плату, арендодатели – сохранением прибыли.
А изменение заработка связано в том числе с тем, что многие юрфирмы оптимизируют свои расходы по всему миру: временно сокращают вознаграждения партнерам и урезают зарплаты остальным сотрудникам.
Также причиной снижения доходов является негативная динамика поступлений средств, о чем рассказал Евгений Шестаков, управляющий партнер фирмы INTELLECT. Пока поступают платежи за проделанную работу, но поступления от малого и среднего бизнеса падают. Замораживаются новые проекты, включая судебные и банкротные, то есть те, по которым работа в судебную стадию не перешла. Число новых обращений снизилось, по оценке Шестакова, «катастрофически».
А вот Евгений Жилин, управляющий партнер Quorus, уверен: «Кризис многим добавил работы. О перспективах самого юридического рынка сильно переживать не приходится».