Online Litigation Forum: плюсы правосудия через монитор и навыки судебного юриста
Судебный карантин: технологии и практики
Из-за коронавируса российским судам пришлось переходить в онлайн. Стороны получили возможность судиться из дома или офиса, сидя перед монитором компьютера или используя мобильный телефон. Все эксперты поддержали такие технологии. "На мой взгляд, онлайн заседание двигает суд в ту сторону, как он задумывался законодателем. В онлайне уже не получится на несколько случаев приготовить несколько разных бумаг и доставать их по мере развития процесса - все надо предоставлять заблаговременно. Аналогично не получится в нужный момент привлечь третье лицо, о котором не было заявлено ранее", - говорит старший юрист КА Ковалев, Тугуши и партнеры Иван Коршунов.
"Для меня онлайн - это большой плюс. Он делает правосудие более дешевым, доступным, профессиональным. Контакт "глаза в глаза", который доступен в онлайне, гораздо эффективнее, чем видео-конференц-связь. Нужно хорошо готовиться, идеально знать свою позицию, следить за речью", - считает Владимир Авилкин, руководитель Практики правовой защиты бизнеса "Газпром Нефть". Руководитель отдела судебной защиты "Почты России" Виктор Домшенко сейчас активно использует онлайн процессы. "Я считаю, эту опцию стоит поддержать, но не как полную замену традиционному правосудию. Онлайн процесс более формальный, во время него судьи всегда внимательны, а выступления становятся четкими, формальными, сухими. В онлайн заседаниях сложнее эмоционировать или перебивать", - отметил Домшенко.
В онлайн процессе ты постоянно видишь судью, но не видишь процессуального оппонента и его реакции. Это вызывает определенные сложности
За время режима изоляции арбитражные суды уже провели более 1326 заседаний по видео и более 3777 назначили. Тем не менее, директор по юридическим вопросам и связям с государственными органами AZIMUT Hotels Тимофей Носов заметил, что судьи и стороны не очень стремятся сейчас рассматривать споры. "Однако полностью судебная работа не приостановилась, потому что судебная нагрузка слишком высока", - говорит Носов. Авилкин тоже заметил, что большая часть его ходатайств о рассмотрении онлайн-споров была отклонена: "Думаю, это связано с техническими возможностями и с тем, что онлайн заседания длятся дольше, чем оффлайн".
Ни законодательство, ни судебная практика не определяют основания для переноса онлайн-слушания. В каждом заседании суд самостоятельно решает, нужно ли объявлять перерыв или откладывать процесс. "Если в суде есть проблемы с онлайн связью, дело подлежит отложению. Я думаю, первое время суды в этом вопросе не будут слишком категоричны. Затем правила могут ужесточиться. Также суд может перенести заседание для проверки полномочий представителя, т.е. оригинала доверенности", - считает Коршунов.
Во время режима изоляции истекли процессуальные сроки по многим делам. Верховный суд разъяснил: восстановить или приостановить сроки исковой давности в связи с «нерабочими днями» можно, если суд установит, что принятые государством и органами местного самоуправления меры препятствовали предъявлению иска. Также восстановить срок на подачу иска можно, если режим самоизоляции, преклонный возраст, состояние здоровья или иные обстоятельства стали причиной пропуска срока. "В целом суды лояльно относятся к восстановлению сроков. Они становятся более требовательными, если сторона могла подать ходатайство через "Мой арбитр" и не сделала этого. Некоторые лица пытаются восстановить сроки со ссылкой на пандемию, хотя она на тот момент еще не началась. Такие ссылки признаются неубедительными", - рассказал Валерий Еременко, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры.
Если вы участвуете в заседании вдвоем или втроем и сидите рядом, не забывайте надевать маску и перчатки - не вызывайте у судей чувство неравенство, ведь они соблюдают карантин. И не забывайте выключать микрофон, когда судьи уходят в совещательную комнату - вас прекрасно слышно в зале суда
Повышение скиллов судебного юриста
Все эксперты сошлись во мнении: онлайн процесс требует от судебного юриста лаконичной речи и четкой, продуманной позиции. "Важно упаковывать свою речь в минимальный временной интервал и концентрированно говорить о самом важном, особенно в вышестоящих инстанциях. Лучше заранее отрепетировать сокращенную версию выступления. Не пытайтесь объяснить то, чего сами не понимаете", - советует Антон Марткочаков, партнер, руководитель офиса в Москве Enforce Law Company. Управляющий партнер КА Ковалев, Тугуши и партнеры Сергей Ковалев вспомнил случай из практики, когда процессуальный оппонент предупредил, что будет выступать 50 минут, несмотря на то, что судья дала на выступление 10 минут. "Тогда я понял: чтобы выиграть дело, мне достаточно просто красиво и лаконично высказаться в конце", - отметил Ковалев.
Яркие доказательства лучше приберечь на конец выступления, к ним нужна подводка. Опасные моменты и те, в которых вы не очень уверены, лучше вообще не включать в речь. Возражая против аргументов процессуального противника, не надо выступать слишком эмоционально
Эксперты поговорили о том, как готовиться к онлайн-заседаниям. Заведующий БА Де-юре Никита Филиппов рекомендует заблаговременно изучить весь функционал конференции, установить нужный браузер (у кого нет Chrome, можно использовать Safari), запустить тестовый режим. Авилкин посоветовал по возможности использовать два монитора, чтобы в одном смотреть онлайн трансляцию, а в другом - общаться с коллегами и уточнять материалы дела. Коршунов напомнил, что при необходимости можно коммуницировать с судом, используя указанный в определении адрес электронной почты или факс. А Филиппов отметил, что в арбитражных делах хорошо реализована возможность доступа к аудиопротоколам и поступившим документам.
Партнер практики разрешения споров Lidings Степан Гузей рассказал про поиск активов. Для этого можно использовать системы Casebook, Контур Фокус, СПАРК, картотеку Коммерсанта, а также государственные и частные публичные базы данных. Помимо электронных сервисов, найти и проверить контрагентов можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ и запроса определенных документов у потенциального партнера (письмо ФНС от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@). "Большая часть сведений и информации о контрагенте может быть получена самостоятельно даже без приобретения платных баз данных. Советую заглянуть в поисковые системы, сайты деловых и иных изданий (которые не всегда индексируются в поисковых системах), публичные базы данных государственных органов", - говорит Гузей.
Обращение к специализированным сервис-провайдерам или локальным консультантам может дать (и даёт) хороший результат
Выступление партнера КА Делькредере Максима Степанчука было посвящено защите деловой репутации. Деловая репутация - это нематериальное благо (ст. 150 ГК), одно из условий успешной деятельности (п. 1 постановления Пленума ВС от 24.02.2005 № 3), общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах и достоинствах (№ А41-80449/2015). "На мой взгляд, деловая репутация должна презюмироваться у любой компании. Жесткая позиция по защите своей деловой репутации - это правильная стратегия. У некоторых компаний из-за негативных публикаций могут возникнуть проблемы с получением кредитов, например. Когда компания судится из-за негативных публикаций, их количество уменьшается", - говорит Степанчук. Кроме того, положительная деловая репутация помогает привлечь новых партнеров, клиентов, квалифицированных сотрудников, увеличить ценность услуг, товаров и компании.
Эксперты также обсудили нестандартные доказательства. По словам Дмитрия Якушева, адвоката АБ Андрей Городисский и партнеры, суды всегда принимали скриншоты. Впоследствии ВС подтвердил, что они могут являться допустимыми доказательствами, если сделаны и заверены лицами, участвующими в деле, с указанием адреса интернет-страницы и точного времени ее получения (постановление Пленума ВС от 23.04.2019 № 10). Что касается переписке в мессенджерах, Якушев заметил, что суды преимущественно относятся к ней скептически, поскольку сложно определить, кому принадлежат номера телефонов (например, если номер прямо не указан в договоре). "Мы должны смотреть на мир шире и позволять создавать новые доказательства", - уверен Ковалев. "Нестандартные доказательства используются в процессе все чаще, но я бы не строил целиком свою позицию на них, а использовал их как дополнительную линию", - говорит Якушев.