Процесс
1 июня 2020, 18:10

Защитников обвинили в нападении: что известно о деле адвокатов из Кабардино-Балкарии

В конце мая в Кабардино-Балкарии произошел конфликт полицейских и адвокатов — с применением силы. Защитники потребовали возбуждения уголовного дела на правоохранителей, но в итоге сами оказались в изоляторе. Их обвинили в том, что они применили неопасное насилие в отношении представителей власти. Дело быстро получило федеральную огласку, и благодаря этому следствию не удалось отправить защитников в СИЗО. Рассказываем, что известно об этой истории.

Версия силовиков: удары лбом и в пах

20 мая полицейские отрабатывали информацию о незаконной организации азартных игр в городе Нарткала. Сотрудница помещения, в которое пришли правоохранители, отказалась впустить их, и позвонила адвокату Адвокатской палаты КБР Ратмиру Жилокову.

Прибывший на место событий адвокат, как сообщает Следственное управление СКР по Кабардино-Балкарской Республике, грубо разговаривал с полицейскими и провоцировал их на конфликт. Одному из них он якобы предложил снять форму и подраться. «Он подошел вплотную к сотруднику полиции, после чего лбом нанес ему удар в голову и толкнул», — утверждается в пресс-релизе СКР. 

После этого Жилокова доставили в отдел полиции, где на него составили два протокола — по ст. 20.6.1 (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации и угрозе её возникновения) и ст. 19.3 КоАП (неповиновение законным требованиям сотрудника полиции). Кроме того, полицейские зарегистрировали рапорт о применении физического насилия в отношении сотрудника полиции.

Через некоторое время к отделу полиции прибыли еще два адвоката, Наталья Магова и Людмила Кочесокова. Они собирались представлять интересы Жилокова, но не смогли попасть внутрь, так как не имели при себе адвокатского ордера, масок и перчаток. Позже к ним присоединилась Диана Ципинова, которая, как считает следствие, ударила полицейского рукой в лицо, а затем ногой в область паха.

Версия адвокатов: удаленное видео и угрозы изнасилованием

У адвокатов своя версия случившегося. Так, Ратмир Жилоков утверждал, что полиция осматривала помещение его доверительницы «на основе устного распоряжения». Попросив письменное предписание об осмотре, он получил отказ. «Далее ко мне подошел неизвестный мужчина в черной одежде с «лычками» майора (позднее стало известно, что сотрудника зовут Рустем Нагоев — Право.ru). Он уперся мне в лоб своим лбом и стал угрожать мне. В ответ на это я рекомендовал ему соблюдать физическую дистанцию. После этого Ногоев схватил меня за руку и начал заламывать руки», — рассказывал защитник «Адвокатской газете». После этого, утверждает Жилоков, его и задержали. На защитника надели наручники и доставили в участок. 

Из участка Жилоков связался с коллегами-адвокатами и попросил о помощи. «Мы явились в отделение для оказания адвокатской помощи Жилокову. При этом у нас были на руках удостоверения адвоката и соответствующие ордера на защиту», — рассказала Людмила Кочесокова «Адвокатской улице».

Но попасть в отделение у защитников не получилось. По словам Дианы Ципиновой, сотрудники встретили их сообщением о том, что адвокаты «не имеют права доступа и нахождения в отделе». На это представители Жилокова заявили, что «пришли не в гости, а в целях осуществления адвокатской деятельности». Одновременно с этим Ципинова начала снимать происходящее на камеру своего телефона, что не понравилось полицейским, которые потребовали прекратить запись. Адвокат отказалась.

Спустя короткое время появился Шогенов Родион Борисович — он начал ругаться на полицейских и громко спросил, «кто запустил» защитников в здание. После этого он представился адвокатам начальником отделения полиции и потребовал, чтобы они удалились из здания.

После этого началась острая фаза конфликта. Шогенов и другие полицейские начали силой выталкивать адвокатов из помещения. Завязалась потасовка. На видеозаписи с камер наружного наблюдения видно, как один из мужчин толкает Кочесокову и та падает на землю.

По итогам конфликта Наталья Магова и Людмила Кочесокова остались на улице, а Ципинова, которая попыталась забрать свой телефон, осталась в отделении. Оттуда ее не выпускали. Дальнейшие события на запись не попали, поэтому приводятся со слов Ципиновой.

«Сзади меня стоял мужчина в чёрной футболке, который просто своими гениталиями прижимался ко мне сзади, трогал грудь и живот… Это граничит с сексуальным домогательством – происходит конфликт. Я говорю: "Ещё раз меня попробуй тронуть!". И вот здесь кульминационный момент – когда этот мужчина мне заявляет, что он применит ко мне насильственные действия сексуального характера», — цитирует «Адвокатская улица» защитницу. 

На Ципинову, по ее словам, надели две пары наручников. После этого несколько человек стали угрожать ей «применением группового насилия сексуального характера». «Я посмотрю, как ты будешь орать, когда я тебя пущу по кругу», — Ципинова утверждает, что один из участников событий, «начальник РУВД», сказал именно эти слова.

Утром 21 мая в отдел приехали сотрудники Управления собственной безопасности МВД. Они вызвали «скорую» для помощи Ципиновой, вернули ей телефон и помогли восстановить «из облака» запись конфликта, которую удалили полицейские.

Последствия: уголовное дело и запрет на интернет

После этого Ципинову и Жилокова отпустили из отделения. В следующий понедельник, 25 мая, Ципинова, Жилоков, Магова и Кочесокова пожаловались в Следственный комитет и прокуратуру. Они поставили вопрос о возбуждении уголовного по факту превышения полицейскими своих должностных полномочий (ст. 286 УК). 

Но итогом проверки стало уголовное дело в отношении самих защитников по ч. 1 ст. 318 УК — о применении насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти. Это преступление средней тяжести, за него предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы.

28 мая защитников задержали и поместили в изолятор временного содержания. Следствие вышло в суд с ходатайством об аресте Ципиновой и Жилокова, а те в свою очередь объявили голодовку. 

Заседание по мере пресечения состоялось 30 мая и продолжалось больше пяти часов. Адвокаты республики пришли поддержать коллег в суд — прилетел и советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян. В ходе заседания выяснилось, что сотрудники СКР не уведомили о задержании Ципиновой и Жилокова Адвокатскую палату КБР — хотя обязательность такого уведомления закреплена в законе. Также суду сообщили, что глава ФПА Юрий Пилипенко готов внести залог в 250 000 руб. из личных средств. А в перерыве, который судья взяла для изучения новых доказательств, адвокаты из «группы поддержки» прямо на крыльце суда смогли собрать порядка 40 поручительств за фигурантов уголовного дела.

В итоге судья отклонила ходатайство следствия об аресте. Жилокову и  Ципиновой назначили «запрет определённых действий» на два месяца. Адвокатам запретили выходить из дома после 22:00 и до 7:00. Им также нельзя будет пользоваться интернетом и другими видами связи, а общаться без разрешения следователя можно только с родственниками и защитниками.

Реакция: пикеты и флешмоб

Случившееся вызвало реакцию не только у республиканских адвокатов, но и у всего профессионального сообщества России. Столичный адвокат Даниил Берман предложил всем московским защитникам выйти с одиночными пикетами к зданию Следственного комитета. В День российской адвокатуры, 31 мая, у здания СКР в Техническом переулке состоялось несколько одиночных пикетов. Всех, кто выразил свою солидарность с Ципиновой и Жилоковым, задержали полицейские — в том числе и адвокатов Александра Редькина и Дмитрия Захватова. На задержанных адвокатов и активистов составили протоколы о нарушении режима самоизоляции (ст. 3.18.1 КоАП). Также им выдали определение о нарушении порядка проведения публичных мероприятий (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и обязали позже явиться в полицию для составления протоколов по этой статье.

 Адвокат Даниил Берман на одиночном пикете у здания СКР. Фото: «Адвокатская улица»

В поддержку Ципиновой в Facebook высказались многие адвокаты, там же начался флешмоб «Я/Мы адвокат Диана Ципинова» — по аналогии с тем, что в прошлом году устроили в поддержку журналиста Ивана Голунова.

Высказались и представители ФПА. «Сотрудники и начальник полиции, по сути, спровоцировали ситуацию, негативные последствия которой в отношении всех ее участников не заставили себя долго ждать. Жаль, что СК, вопреки своему истинному предназначению, занял "силовую" позицию, мы рассчитываем, что закон восторжествует и правоохранителям хватит здравого смысла прекратить и физическое, и "процессуальное" насилие над адвокатами», – отметил вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев в комментарии для «Адвокатской газеты». 

Председатель СКР Александр Бастрыкин взял расследование уголовного дела на контроль центрального аппарата ведомства. Служба собственной безопасности МВД начала расследование инцидента, а Общественный совет при министерстве также пообещал проконтролировать ситуацию.