Юбилей антимонопольного регулирования
Модернизация законодательства
Первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 году. В течение 15 лет в него вносились отдельные изменения, которые носили точечный характер.
Принятый в 1999 году закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» определил основы правового регулирования отношений на рынке финансовых услуг, перечень организаций, подпадающих под такое регулирование, а также роль антимонопольного органа в нем. Был создан практический инструментарий для обеспечения конкуренции на рынке финансовых услуг.
I антимонопольный пакет в 2006 году ввел в действие закон о защите конкуренции (135-ФЗ), установил новые правила конкурентного регулирования, конкретизировал основные понятия, ввел поправки в КоАП, которые установили оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Это стало стимулом для исполнения нового антимонопольного закона.
II антимонопольный пакет в 2009 году ввел уголовную ответственность за картели (ст. 178 УК) как наиболее серьезное нарушение антимонопольного законодательства, а также расширил возможности по привлечению к ответственности чиновников за предоставление преференций отдельным компаниям.
III антимонопольный пакет в 2012 году установил курс на либерализацию антимонопольного законодательства и ввел новый механизм работы – предупреждение нарушения. До возбуждения антимонопольного дела ФАС выдает предупреждение, которое нарушитель может оперативно устранить.
IV антимонопольный пакет в 2015 году продолжил дальнейшую либерализацию законодательства. Он расширил институты предупреждения и предостережения на действия органов власти и недобросовестную конкуренцию. Продолжилась концентрация на крупных делах, имеющих влияние на состояние конкуренции в целом, а не ущемляющих интересы конкретных потребителей.
V (цифровой) антимонопольный пакет уже разработан, но пока не принят. Он должен распространить антимонопольное регулирование на интернет-площадки. Например, на поисковики и онлайн-магазины. Для этого вводятся новые критерии доминирующего положения на рынке – владение инфраструктурой и наличие «сетевого эффекта». Под инфраструктурой понимают платформу, которая нужна для взаимодействия других хозяйствующих субъектов или потребителей. А «сетевой эффект» – это получение экономической выгоды от количества пользователей, в том числе с помощью сбора и обработки данных.
Антимонопольные требования внесены в отраслевые законы: Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, закон о государственном оборонном заказе, закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», закон «О торговле», закон «Об электроэнергетике».
1 июля 2015 года вступили в силу поправки к закону «О государственном оборонном заказе», которые уточнили ранее действующие антимонопольные требования. В частности, они запретили в рамках гособоронзаказа сделки с физическими лицами, покупку акций и ценных бумаг, расходование авансовых средств по контракту на иные цели. Поправки в закон предусматривают изъятие дохода, полученного вследствие нарушения, и возмещение нанесенного государству ущерба. Они направлены на повышение эффективности контроля в сфере гособоронзаказа.
Достижения антимонопольного регулирования
В 2007 году внесены поправки в КоАП, которые ввели оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. До этого максимальный размер штрафа не превышал 500 000 руб.
Уголовное наказание за участие в картеле (ст. 178 УК) наступит, если картелем причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо если участники картеля извлекли от его работы доход в крупном размере – более 50 млн руб.
Для успешного выявления нарушителей разработаны и внедрены инструменты по выявлению цифровых сговоров.
С 1 января 2015 года деятельность губернаторов оценивается с учетом уровня развития конкуренции в регионе. В 2018 году состоялся Госсовет по вопросам развития конкуренции в регионах, по итогам которого главам регионов даны конкретные поручения по развитию конкуренции. Также были разработаны и утверждены 85 региональных дорожных карт развития конкуренции.
В 2018 году создан фундамент развития конкуренции в России:
принят Указ Президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;утвержден «Национальный план развития конкуренции в стране на 2018–2020 годы»;принята дорожная карта развития конкуренции в различных отраслях экономики.Также произошел запуск биржевой торговли как инструмента развития конкуренции и снижения цен. Разработаны и утверждены «Правила недискриминационного доступа для участников рынка».
ФАС заинтересована в профилактике нарушений, поэтому внедрение антимонопольного комплаенса стало обязательным для органов государственной власти. Многие компании на добровольной основе начали внедрять антимонопольный комплаенс.
Создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП). Также выработаны механизмы взаимодействия национальных антимонопольных органов между собой и начавшим функционирование в 2015 году Евразийским экономическим союзом.
В 2015 году Федеральная служба по тарифам (ФСТ) была упразднена, а ее функции переданы ФАС. Антимонопольное ведомство стало правопреемником ФСТ, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Это сделано в целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.