Спецвыпуск: Банкротство
21 сентября 2020, 9:06

Спасти должника: как поменяется закон о банкротстве

Закон о банкротстве готовится к очередной встряске. Правительственный законопроект принесет много нового. У должника появится шанс спастись от распродажи активов и краха бизнеса. Учредители банкрота получат существенные права: смогут предлагать план реструктуризации и даже влиять на процедуру. А еще должников поделят на группы, из-за чего кардинально изменится процедура назначения арбитражных управляющих.

Источник: Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (версия актуальна на 21 сентября 2020 года). 

1
О каком законе речь и почему это важно

Реформа, которую предложило Минэкономразвития, настолько значительна, что ее смело можно считать новым законом о банкротстве, считает Станислав Петров, руководитель практики банкротства Инфралекс.

Новые поправки в закон о банкротстве впервые представили в марте 2020 года. За их разработку отвечало Министерство экономического развития. Сейчас проект поправок находится на рассмотрении в правительстве. Следующим шагом должно стать внесение законопроекта в Госдуму. У проекта есть все шансы стать законом. Об этом говорят действия правительства: в конце июня кабмин отозвал из Госдумы сразу четыре проекта «банкротных» поправок, которые стали неактуальными.

2
Меньше процедур

Одно из ключевых изменений, предложенных Минэкономразвития, – отмена сразу трех банкротных процедур. Наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления больше не будет в процессах.

Вряд ли кто-то будет по ним скучать, ведь они неэффективные. Как показывает статистика Судебного департамента, в 2019 году внешнее управление ввели в 186 банкротных делах, а финансовое оздоровление – только в 21. А всего за этот период в российских судах рассмотрели споры по 85 500 банкротным делам, то есть доля этих процедур ничтожна.

Петров одобряет и отказ от наблюдения. Его применяют чаще (10 082 раза в 2019 году), но эта процедура лишь затягивает введение конкурсного производства и увеличивает расходы кредиторов, считает эксперт. Поэтому ее давно стоило отменить. Это «очевидный шаг вперед», полагает юрист.

3
Оздоровление через реструктуризацию

Законопроект сокращает число оздоровительных процедур ровно до одной – реструктуризации долгов. Сейчас она применяется только в банкротствах граждан. Для юридических лиц такая процедура станет новинкой. Целью реструктуризации станут «сохранение бизнеса и удовлетворение требований кредиторов».

План реструктуризации долгов будут подготавливать сами должники, а утверждать его будут конкурсные кредиторы вместе с уполномоченными органами (ФНС). Свои планы могут представить и другие лица – кредиторы, управляющий, учредитель или участник должника. Тогда кредиторам придется выбирать, какой план утвердить.

Реструктуризация долгов может продолжаться не более четырех лет. Собрание кредиторов может продлить этот срок вдвое – до восьми лет, но только один раз. План реструктуризации должен предусматривать полное погашение долгов по текущим платежам и требованиям кредиторов первой очереди и второй в течение трех месяцев. 

4
Реструктуризация в деталях

План реструктуризации может предусматривать конвертацию долгов в доли в уставном капитале компании-должника, ее акции, облигации и другие ценные бумаги. Допускаются реорганизация должника, продажа всего предприятия или части имущества, замещение активов, новация обязательств, прекращение обязательств через отступное. Разрешаются прощение долга, изменение порядка и объемов погашения долгов, прекращение и изменение условий залога.

После того как план утвердят, а процедура реструктуризации начнется, все аресты и другие ограничения, наложенные на имущество должника, снимаются. С этого момента вводится запрет на выплату дивидендов и распределение прибыли.

5
Кто здесь власть

Одна из главных мыслей законопроекта – частично оставить управление за собственниками даже во время банкротства. Так, в ходе реструктуризации долгов всю власть не станут автоматически отдавать управляющему. 

Вместо этого поправки предусматривают, что за учредителями и участниками должника можно сохранить право назначать руководителя. Другая возможность – передать такие полномочия собранию или комитету кредиторов. А еще можно будет установить «двоевластие», то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, одного из которых выберут собственники бизнеса, а другого – кредиторы. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов. Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен.

Сохранение управления за собственниками (в совокупности с новым способом назначения управляющих, о котором ниже) позволит не отдавать бизнес «на растерзание» кредиторам (особенно залоговым). Ведь они обычно настроены побыстрее продать активы должника и вернуть хотя бы часть денег, а не сохранять бизнес.

6
Баллы в копилку

Не менее важное нововведение – балльная система для управляющих. Баллы будут начисляться за различные действия, которые совершил управляющий в ходе банкротных процедур. Например, за каждый исполненный план реструктуризации.

Норма о расчете баллов, которые будут получать управляющие, отсылает к правительству. Именно ему предстоит предусмотреть соответствующий порядок в одном из своих актов. Такой порядок содержался и в первоначально представленной к общественному обсуждению версии законопроекта, но в итоге его из текста убрали.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих также будут получать рейтинг. Его будут считать исходя из среднего арифметического значения баллов всех управляющих этой СРО. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.

7
Делайте ваши ставки: новый порядок выбора управляющего

Законопроект отказывается от сложившегося порядка выбора управляющего или саморегулируемой организации управляющих. Теперь их будут выбирать почти в случайном порядке. Это кардинальным образом изменит весь ход процедуры, отношение должника и его кредиторов к процессу банкротства, уверен Петров. «Борьба между кредиторами за право первенства подачи заявления изживет себя и перестанет быть стимулом для скорейшей подачи заявления о признании должника банкротом», – комментирует эксперт.

Выбор управляющего начнется с размещения информации о предстоящем банкротстве в регистре (это новый Государственный регистр арбитражных управляющих). На эту информацию могут откликнуться различные СРО, а в своей заявке на участие в деле они должны указать то количество баллов, которые готовы «поставить на кон». Эти баллы будут временно вычитать из общего количества на период выбора управляющего для дела.

После этого система высчитает средний балл «ставки» всех СРО, которые захотели принять участие в банкротном деле, и отсеет тех, кто предложил баллов меньше среднего. И потом система сделает случайных выбор из оставшихся СРО.

Новая процедура назначения арбитражного управляющего содержит множество нюансов и, может быть, еще претерпит изменения. Окончательное слово в назначении останется за судом. Он сможет отказывать в утверждении управляющего в случае отсутствия у него «достаточной компетентности, добросовестности и независимости».

8
Три группы должников

Всех банкротов поделят на три группы по размеру доходов и активов:

9
Три группы управляющих

На три группы поделят не только должников, но и СРО. Определять, к какой группе относится СРО управляющих, будут сами управляющие на общем собрании. Организации смогут работать с должниками не выше своей группы. 

10
Деньги, деньги, деньги

Сейчас арбитражные управляющие получают ежемесячное вознаграждение в размере от 15 000 до 45 000 руб. в месяц за работу над банкротными делами. «Зарплата» уступит место фиксированной оплате от 100 000 руб. за должников первой группы до 500 000 руб. за должников третьей группы.

Антикризисным управляющим, участвующим в реструктуризации долгов, доплатят проценты от «суммы прироста стоимости чистых активов должника». А у конкурсных управляющих, как и сейчас, будет возможность заработать процент от продажи имущества с торгов. Правда, порядок расчета изменится. Сейчас управляющим выплачивают 3–7% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, а будут платить 2–10% от поступивших в конкурсную массу средств.

Кажется, что по новым правилам вознаграждение управляющего станет больше. Но на самом деле оно только снизится.

Владимир Журавчак, партнер Сотби

11
Новые правила торгов

Сейчас процедура продажи имущества должника-банкрота с аукциона предусматривает торги «на повышение» – заинтересованные покупатели могут предложить цену выше той, что установил управляющий. И только если такие торги «на повышение» дважды ничем не закончились, покупателям разрешают предлагать цену ниже.

Поправки Минэкономразвития предусматривают, что торги «на повышение» и «на понижение» могут проходить в рамках одного торгового дня. Это нововведение должно ускорить продажу имущества банкротов.

12
Сокращенные сроки

Новая инициатива обязывает юрлиц в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства. За нарушение этого правила предусмотрена ответственность. Наказать могут участников общества, которые приняли решение о продолжении работы, управляющего и других лиц. Ответственность будет солидарной.

13
Каких изменений не хватает: мнение экспертов «Право.ru»

Эдуард Олевинский, Олевинский, Буюкян и партнеры, критикует новые поправки из-за их «нелояльности» к арбитражным управляющим. Например, законопроект предусматривает пятидневный срок на подготовку мотивированных отзывов на возражения к требованиям кредиторов. За нарушение этого срока предусмотрены крупные штрафы. «Зачем устанавливать столь жесткий срок, непонятно», – комментирует эксперт.

Также Олевинский отметил, что сейчас информация о различных банкротных процедурах содержится в различных источниках, из-за чего информацию становится тяжело найти. 

Очень хотелось бы предотвратить многочисленность систем раскрытия информации о ходе банкротства, иначе сама цель такого раскрытия не достигается.

Эдуард Олевинский

Владимир Журавчак хотел бы, чтобы закон регулировал проблемы банкротства предпринимательской группы. Эксперт уверен, что нужно разрешить включать в процесс банкротства платежеспособных членов группы, не отвечающих признакам банкротства. Это могло бы существенно повысить размер удовлетворения требований кредиторов за счет тех активов, которые изначально были несправедливо распределены внутри группы или сокрыты от кредиторов, убежден эксперт.

«Действующая редакция закона о банкротстве не содержит способов защиты прав кредиторов и должника на предбанкротном этапе», – ответил на вопрос о недостатках проекта Станислав Петров. Из-за этого кредиторы лишены возможности предотвращать вывод активов до введения процедуры банкротства, а должники – приостанавливать взыскание для применения реабилитационных мер.