Внесудебное банкротство: новые возможности или новые опасности
Если исполнительное производство завершилось, потому что приставы не нашли имущество для погашения долгов, можно инициировать внесудебное банкротство. Участие арбитражного управляющего не предполагается, поэтому для должника такая процедура будет бесплатной.
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, более чем у 70% физлиц-банкротов нет имущества, которое можно использовать для погашения долгов. Таким образом, чаще всего судебное рассмотрение дел о банкротстве практически бесполезно.
Внесудебное банкротство будет доступно по долгам от 50 000 до 500 000 руб., в том числе по обязательным платежам; по обязательствам, срок исполнения которых не наступил; по договору поручительства независимо от просрочки основного должника. Процедурой нельзя будет воспользоваться, если требования неразрывно связаны с личностью кредитора. Например, возмещение морального вреда, взыскание алиментов, истребование имущества из чужого незаконного владения, признание права собственности на это имущество, выплата заработной платы и выходного пособия. Также исключение составляют требования, которые гражданин не указал в заявлении.
Заявление можно подать в Многофункциональный центр (МФЦ). МФЦ проверит его на соответствие формальным критериям и информации, размещенной в Банке данных исполнительных производств, после чего публикует сведения о внесудебном банкротстве гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
После возбуждения внесудебной процедуры банкротства для должника наступают такие последствия:
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;приостанавливаются действия по исполнению судебных актов по имущественным взысканиям, больше нет возможности направить исполнительный документ в кредитную организацию (можно только в службу судебных приставов);срок исполнения обязательств, возникших до публикации, считается наступившим;прекращается начисление неустоек и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам.По сути, речь идет о кредитных каникулах, во время которых должник может восстановить платежеспособность. «Иногда передышка позволяет решить временные материальные проблемы. Например, устроиться на более высокооплачиваемую работу или получить наследство», – считает партнер практики по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner Иван Веселов.
По истечении шести месяцев внесудебная процедура банкротства завершается, а должник освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных в заявлении (но не освобождается от не указанных им долгов). Право на внесудебное банкротство предоставляется гражданину раз в 10 лет.
Кредитор, указанный должником в заявлении о внесудебном банкротстве, в течение процедуры вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если:
задолженность перед ним не указана целиком, что существенно влияет на соответствие гражданина критериям внесудебного банкротства (обязательства до 500 000 руб.);обнаружено принадлежащее должнику имущество (или имущественные права, подлежащие государственной регистрации или иному учету. Например, недвижимость);имеется вступившее в силу решение суда по иску такого кредитора о признании сделки должника недействительной.В этом случае возбуждается судебная процедура.
Преимущества
Многие граждане оказались в сложном положении, в том числе из-за ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции. Пострадал малый бизнес, в том числе сфера обслуживания, транспорт и т. д. Тем, кто попал в тяжелую ситуацию, простая процедура даст время на поиск вариантов, а если исправить ситуацию не удалось, поможет освободиться от долгового бремени. К тому же она бесплатная. «Многие граждане не могли позволить себе банкротство, даже учитывая то, что оно обходится дешевле, чем банкротство юрлиц», – отметил Артем Баринов, юрист юридической практики КПМГ в России и СНГ.
Кроме того, внесудебное банкротство граждан поможет разгрузить арбитражные суды, уверен Баринов. «Также снизится нагрузка на службу судебных приставов-исполнителей, ведь внесудебное банкротство мешает взыскателям обращаться к приставам», – отметил партнер юркомпании Сотби Антон Красников. Не надо будет привлекать и арбитражных управляющих. В банкротстве физлиц они получают меньше, чем в банкротстве юрлиц, но бумажную работу и соблюдение формальных требований никто не отменял, даже если у должника нет имущества.
Недостатки
Эксперты обеспокоены, что права кредиторов при внесудебной процедуре банкротства регламентированы недостаточно четко. «Здесь нет арбитражного управляющего, который в стандартной процедуре банкротства контролирует деятельность и сделки должника. Поэтому было бы логично наделить аналогичными правами кредиторов, – рассуждает Веселов. – Иначе у кредиторов нет эффективного механизма контроля, в том числе по выявлению злоупотреблений (например, должник скрывает дорогое имущество, переоформляет его на подконтрольных лиц, скрывает доход и т. п.)».
«Не исключено, что такой автоматизм признания банкротом могут использовать недобросовестные должники, чтобы обнулять свои обязательства в ущерб кредиторам», – опасается управляющий партнер юрфирмы Вестсайд Сергей Водолагин. «Процедура внесудебного банкротства в нынешнем виде – угроза для профессиональных кредиторов, банков и МФО, которые могут столкнуться с взрывным ростом банкротств, – предупреждает Андрей Есманский из АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры. – При этом защита прав кредиторов в новой процедуре значительно ослабляется. Например, даже если кредитор знает о недействительной сделке должника и оспаривает ее в судебном порядке, он не вправе инициировать судебную процедуру банкротства, пока не вступит в силу решение суда о признании сделки должника недействительной. Но внесудебная процедура скоротечная, поэтому успеть будет сложно».
Красников считает недостатком отступление от принципа пропорциональности погашения требований кредиторов. «Новые нормы вводят мораторий на удовлетворение требований, если есть возможность погасить задолженность перед кредитором, которого осознанно не упомянули при инициировании банкротства. Кредиторам, особенно профессиональным, придется более внимательно контролировать возбуждение внесудебных банкротств и следить, чтобы обязательства перед ними указывались», – рассказал Красников. Кроме того, любое исполнительное производство в отношении должника блокирует проведение процедуры внесудебного банкротства. Поэтому некоторые должники, у которых много мелких обязательств, могут оказаться вне поля действия этого закона, когда разные кредиторы будут случайно или намеренно подавать по очереди исполнительные листы в службу судебных приставов.
Ведущий юрист ПБ Олевинский, Буюкян и партнеры Артем Кадников обратил внимание на отсутствие в МФЦ специалистов в сфере несостоятельности и проблему финансирования внесудебного банкротства: «Непонятно, откуда возьмутся деньги, чтобы обеспечить работу МФЦ».
Эксперты также отметили необычно короткий переходный период – до 1 сентября 2020 года. «Это означает, что кредиторам необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть свои регламенты работы с проблемными должниками и выработать универсальные стратегии, которые позволят им защитить свои интересы от многочисленных злоупотреблений», – обращает внимание Есманский.