ВС оставил без мантии судью, которая «парализовала» работу участка
Из Украины в Россию
До того как Крым вошел в состав России, Анастасия Кудряшова была судьей местного окружного административного суда и рассматривала громкие политические дела. В конце декабря 2013 года она приняла заявление координатора Народного фронта «Севастополь – Крым – Россия» Валерия Подъячего об отмене действующей Конституции автономии, закрепляющей принадлежность полуострова Украине. А в 2014 году Кудряшовой пришлось заниматься запретом акций в поддержку референдума о независимости Крыма, который наложили украинские власти. Из-за этого дела, рассказывала судья, к ней даже была приставлена охрана.
Оба эти процесса оказались незавершенными, так как полуостров за несколько недель оказался в другом государстве. В России у судьи Кудряшовой начались проблемы. В октябре 2014 года Высшая квалификационная коллегия во время своей севастопольской сессии отказалась рекомендовать ее на должность судьи Ленинского районного суда Севастополя. Но уже на следующий год Кудряшова стала мировым судьей в том же районе города. За ней закрепили судебный участок № 12.
В 2018 году, по словам Кудряшовой, у нее случился конфликт с председателем Ленинского райсуда Татьяной Брыкало. Кудряшова даже написала на нее жалобу в региональный Совет судей. Брыкало тогда наказали замечанием за плохую организацию работы (см. «ВС наказал судью за самовольное распределение дел»). Но и сама Кудряшова по итогам проверки получила замечание за то же самое.
В 2019 году к судье пришла новая проверка. Оказалось, что с тех пор судья так и не организовала работу своего участка должным образом: она постоянно нарушала сроки принятия решений по гражданским делам, не уведомляла участников процесса о предстоящих заседаниях и допускала значительные задержки при отправлении исполнительных документов. За это в феврале 2020 года ККС Севастополя лишила Кудряшову полномочий, а ВККС в июле это решение подтвердила. Теперь же крымская судья решила оспорить прекращение своих полномочий в Верховном суде.
Изъятые дела
В 2018 году судью в первый раз привлекли к дисциплинарной ответственности (в том числе за задержку отправки исполлистов). Поэтому судья дисциплинарной коллегии ВС Ирина Кочина поинтересовалась у судьи, повлияло ли то замечание на ее работу. Судья заверила, что закрыла свои долги и обратила к исполнению старые судебные решения. Но выяснилось, что судья допускала и новые задержки.
– По какому проценту дел у вас не были нарушены сроки после привлечения к дисциплинарной ответственности? – спросила Кочина.
– 23 дела, 0,24%. Остальные были исполнены в срок, – ответила Кудряшова.
– Почему вы все равно допускали нарушения, если вас за это уже наказывали? – продолжила судья ВС.
– Связано с тем, что не было отметок о вступлении решений в законную силу. Я предпринимала меры для устранения нарушений, – заверила Кудряшова.
Вопросы относительно исполнительных документов продолжились. Кочина изучила материалы дисциплинарного дела и увидела, что по одному из дел приговор вступил в силу в сентябре 2018 года. Но только в декабре 2019 года Кудряшова направила исполнительный лист. Судья объяснила это тем, что 24 сентября 2018 года в ходе проверки (еще по первому дисциплинарному производству) у нее изъяли из участка все бумаги. По ее словам, материалы вернулись к ней через месяц, 23 октября, но потом они снова стали предметом рассмотрения при привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
– Есть еще какие-то причины, почему год и два месяца не исполнялись документы? – спросила Кочина.
– Я приводила в порядок около 7000 дел, их нужно было систематизировать, расставить. Это дело тоже, – объяснила Кудряшова.
Фактически деятельность на мировом участке, находящемся в самом центре Севастополя, была парализована, заявил представитель ККС Севастополя Николай Моцный. Часть дел вообще не зарегистрировали. «Даже сейчас судьи, которые работают на этом участке, продолжают находить заявления и материалы, по которым так и не были приняты процессуальные решения», – заявил представитель. По его словам, это не единичные случаи.
«По результатам проверок были признаны многочисленные нарушения, связанные с рассмотрением дел в отсутствие сведений о надлежащем извещении участников о времени и месте заседания, нарушения порядка и сроков отправления дел после их рассмотрения, нарушения сроков направления дел в суд апелляционной инстанции, отсутствие журналов и книг, предусмотренных инструкцией по делопроизводству. Выявлены факты несвоевременного обращения судебных актов к исполнению по всем категориям дел».
Из характеристики судьи Елены Кудряшовой за подписью и. о. председателя Ленинского районного суда Севастополя Анны Гуло, датированной декабрем 2019 года.
Распределенная по годам нагрузка
Низкое качество работы Кудряшова попыталась объяснить высокой нагрузкой «не только на этом судебном участке, но и по всему городу».
Председательствующий в процессе Сергей Рудаков спросил у Николая Моцного, действительно ли Кудряшова работала с высокой нагрузкой? Моцный ответил: «В период формирования мировых участков в Севастополе – а они появились в городе только в конце 2015 года – нагрузка на судей действительно была высокой. В том числе и на Кудряшову, которая стала первым мировым судьей Ленинского района». В июне 2018 года власти внесли изменения в границы мировых участков, чтобы уравнять нагрузку на судей.
Но Кудряшова лишилась полномочий за свою работу уже после изменения территориальных правил. «В этот период нет данных о том, что ее нагрузка превышала среднегородскую. До изменения границ такое было», – заключил представитель ККС.
Кудряшова попыталась задать представителю ККС вопросы о том, знал ли он о высокой нагрузке на ее мировом участке. На это она получила ответ, что вопросы нагрузки и ее распределения не относятся к деятельности ККС Севастополя и не имеют отношения к сути дела. «Вам вменены конкретные нарушения. ККС оценила их как грубые», – ответил Моцный.
Кадровый голод
Еще одним «оправданием» судейских недоработок Кудряшова назвала длительное отсутствие у нее в аппарате помощника судьи.
– У вас помощник есть? – спросила Кочина.
– Помощник... С июля 2018 года она пребывала на больничном, потом в декабре снова туда ушла. Обязанности за нее никто не исполнял, – рассказала Кудряшова.
– А сколько секретарей у вас всего было?
– Один секретарь. Секретаря суда тоже не было. Об этом было известно, доводилось до сведения управления обеспечения деятельности мировых судей.
На это Моцный возразил, что проблемы кадрового обеспечения, «которые имеются на любом судебном участке», не освобождают Кудряшову от контроля за исполнением судебных решений.
– Вы нам честно и конкретно скажите. Ваше мнение: у вас на участке работа была организована надлежащим образом? – спросил у Кудряшовой зампред ВС Рудаков.
– Я считаю, что работала максимально надлежащим образом. С учетом тех условий, которые имелись, – ответила судья. – Не могу сказать, что проявляла равнодушие или умышленно игнорировала требования закона. Все нарушения связаны с физическими возможностями и с тем, что в сутках 24 часа, а не 48. Возможно, что тогда бы как-то лучше все это получалось. Каких-либо умышленных и исключительных решений, порочащих звание судьи, ни я, ни мой аппарат не принимали.
Изучив все обстоятельства дела, тройка судей ВС больше часа провела в совещательной комнате и все же решила не удовлетворять жалобу Кудряшовой. Вернуть мантию у экс-судьи из Севастополя не вышло.