Судьи
10 ноября 2020, 14:25

ВС оставил без мантии судью, который улетел в Турцию вместо больничного

Роман Дьяченко 16 лет работал судьей в новороссийском суде. Карьера закончилась после двухнедельной поездки в Турцию. Судья утверждал, что полетел на юг спонтанно: чтобы сделать операцию, которая должна была помочь с заболеванием, которое диагностировали в тот же день. А ККС Краснодарского края настаивала, что судья просто решил отдохнуть на курорте. Доказательства отпуска в итоге перевесили доводы Дьяченко, поэтому Верховный суд отказался вернуть ему мантию.

Дисциплинарная коллегия рассмотрела дело экс-судьи Октябрьского районного суда Новороссийска Романа Дьяченко c 16-летним судейским стажем. Он обжаловал досрочное прекращение полномочий. ККС Краснодарского края наказала судью за самовольный отпуск без согласования с 1 по 16 августа 2019 года. Высшая квалифколлегия подтвердила наказание для судьи в июле (см. «Конверты, отпуска и разговоры: как прошел день жалоб в ВККС»).

Внезапный диагноз

Первое заседание в Верховном суде по этому делу состоялось 4 октября. На заседании дисциплинарной коллегии Роман Дьяченко рассказал, что чувствовал себя плохо весь 2019 год. Экс-судья считал, что ухудшение его самочувствия связано с перепадами давления. Но в середине июля он все же решил сдать анализы. Спустя несколько дней они пригодились.

31 июля Дьяченко, по его словам, почувствовал себя плохо и потерял сознание, а при падении подвернул ногу. Пришлось идти к травматологу. Предварительно судья, как он сам утверждает, сделал рентген поврежденной ноги. Взяв снимок и на всякий случай анализы, он пришел к доктору.

Травматолог оценил ситуацию и, по словам судьи, оценил уровень сахара в крови как критический и угрожающий здоровью. Дьяченко рассказал, что именно врач-травматолог рекомендовал ему съездить в Турцию, чтобы решить проблему с помощью операции.

Судья послушался этого совета, узнал, что нужные ему операции делают в Стамбуле, и в тот же день улетел. Больничный у него был.

750 километров в такси

Прилетел экс-судья не в Стамбул, а в туристический город Даламан, который находится на побережье Средиземного моря. «Куда был первый рейс в этот день, туда я и улетел», – ответил Дьяченко судье Сергею Самуйлову.

– Как добраться из Даламана в Стамбул? – спросил Самуйлов.

– На самолете или на такси. Я выбрал такси. Ехал шесть часов, – ответил судья.

Проехав на такси почти 800 км, судья поселился в гостинице, а на следующий день, 2 августа, начал искать клиники, которые специализируются на лечении его заболевания. Самуйлов поинтересовался, как судья искал подходящую клинику. «Заходишь в интернет и забиваешь. В Турции много русскоговорящих, так что вообще никаких проблем», – объяснил экс-судья.

Закончив свои дела в Турции, Дьяченко вернулся в Краснодар. «Приехал обратно в Даламан и улетел. У меня билет был куплен туда и обратно. Так дешевле», – рассказал он.

Диалог Дьяченко с председателем дисциплинарной коллегии Сергеем Рудаковым:

– Почему надо было в Турцию лететь? В Германию, может, лучше? – поинтересовался Рудаков.

– Во-первых, рекомендация лечащего врача... – начал отвечать Дьяченко.

– Травматолога, напомним, – подчеркнул глава дисциплинарной коллегии.

– Ты же веришь врачу, когда входишь к нему.

– Верю специалисту. Это еще лучше. А еще лучше, когда больница более высокого уровня, а не районная. Почему с России нельзя было начать? Есть же платные клиники.

– Я вам отвечаю. Мне что сказал доктор, то я и сделал. Я не специалист. Я тогда чувствовал себя отвратительно.

– И в таком состоянии вы решили перенести авиаперелет, прилететь в незнакомую страну и шесть часов ехать в такси?

– Если тебе говорят, что отрубание руки поможет спасти тебе жизнь, ты же пойдешь на это, правильно?

«Может, и были дела»

Судей дисциплинарной коллегии заинтересовал вопрос, как Дьяченко согласовал свой внезапный отлет на рабочем месте.

– А у вас были назначены дела на 1 августа? – спросил судья.

– Я не помню, но вопросов по работе ко мне не было, – ответил Дьяченко.

– Вы кого-то поставили в известность?

– Я написал SMS исполняющему обязанности председателя суда [Виталию Нагорному – «Право.ru»].

«У нас суд достаточно маленький, мы общаемся по разным поводам каждый день. Когда ты ездишь с председателем на рыбалку и охоту, писать официальную бумагу нет смысла», – заявил экс-судья.

Представитель ККС Диана Беляк, которая участвовала в заседании ВС по видеосвязи, отметила, что Дьяченко не уведомил региональное управление Судебного департамента, хотя по правилам должен был это сделать. Поэтому он продолжал получать деньги из бюджета в период своего отпуска.

«Не должен судья таким образом уклоняться от работы. Такой поступок очень подрывает авторитет судебной власти. Судья – это человек, который всегда на виду, который должен быть примером для общества и граждан», – так Беляк выразила отношение квалифколлегии к действиям судьи.

– Как можно умалить авторитет судебной власти простой поездкой, да еще и по состоянию здоровья? – возмутился Дьяченко.

– Они имеют в виду ложь, – ответил ему Рудаков.

«Авторитет судебной власти в России настолько высок, что подобный поступок даже не может бросить на него тень», – сказал Дьяченко.

Неисправленная ошибка

Сергей Самуйлов обратил внимание, что Дьяченко мог бы опровергнуть версию краснодарской ККС о том, что он ездил отдыхать. Для этого хватило бы документов о пройденном лечении. А Рудаков обратил внимание, что у экс-судьи наверняка должны были остаться документы или другая информация после прохождения лечения в стамбульских клиниках.

Но ничего из этого у Дьяченко не оказалось.

Судьи поинтересовались у своего экс-коллеги, когда он сделал рентгеновский снимок ноги. Согласно ответу, вечером 31 июля, за несколько часов до того, как прийти к травматологу. Но в материалах дисциплинарного дела оказалась информация о том, что снимок был сделан 2 августа – когда судья уже был в Турции.

Дьяченко заявил, что это ошибка. «Что мешало перед заседанием ККС прийти в медицинское учреждение, чтобы они исправили ошибку? Вы этого не сделали», – отметил Рудаков.

Представитель ККС Краснодарского края обратила внимание: больничный лист для судьи тоже был открыт лишь 2 августа. «Он не может представить никакой документации, которая подтвердила бы факт его обращения в медицинское учреждение на территории Турции», – заявила Беляк.

«Документы я не хранил»

Судьи ВС также пытались разрешить вопрос, когда были куплены билеты на чартер из Краснодара в Даламан.

Дьяченко утверждал, что приобрел билеты 1 августа. После приема у травматолога он позвонил в некую туристическую фирму, которая и приобрела билеты от его имени. У ККС была другая версия. Представитель квалифколлегии заявила, что на самом деле судья забронировал билеты еще 31 июля, то есть до похода к врачу.

Дьяченко заявил, что это лишь версия ответчика, а доказательств ей в материалах дела нет. И этих доказательств действительно не нашлось. Как рассказала Беляк, из ККС звонили в аэропорт Краснодара. Там объяснили, что билет Дьяченко забронировал накануне вылета, а не в тот же день. «Да, письменного подтверждения этому доводу нет, но устно я подтверждаю, что такой разговор был», – заявила Беляк. 

Сам Дьяченко не смог вспомнить название туристической фирмы, которая помогла ему с перелетом в Турцию. Чтобы получить информацию о билетах и дате рентгеновского снимка, Верховный суд объявил перерыв в заседании. К 10 ноября ККС смогла собрать необходимые документы. Подтвердилось, что билеты были куплены 31 июля, а рентгеновский снимок сделан 2 августа.

В прениях Дьяченко настаивал, что ни его прогул, ни нарушение амбулаторного режима ККС и ВККС доказать не смогли. Он также напомнил о словах президента Путина о том, что «в период пандемии никто не будет лишен работы».

Но тройка судей после недолгого совещания отказалась восстановить экс-судью в должности.