На что похоже новое приложение
ClubHouse представляет собой площадку, где общение идет только через голосовые сообщения внутри комнат‑чатов по интересам: без личных сообщений, фото и видео. Что‑то среднее между интерактивными подкастами в режиме реального времени, конференциями с одним или несколькими спикерами и разговорами у офисного кулера, так описывает новую соцсеть портал lifehacker.ru. Сама платформа появилась еще год назад, но русскоязычная аудитория открыла ее для себя лишь в феврале 2021-го. Уже в начале этой недели «КлабХаус» вышел на первое место среди бесплатных приложений по количеству скачиваний в России, следует из статистики сервиса аналитики App Annie. При этом только за последнюю неделю аудитория Clubhouse в нашей стране выросла в 17 раз – до 137 000 человек.
Одним из первых об удобстве Clubhouse для юристов на прошлой неделе в своем telegram-канале «99 франков без НДС» заговорил Церен Савгуров, директор по маркетингу . Привлекает минималистичный интерфейс и много крутых профессионалов из разных сфер (от основателей стартапов до IT-спецов), делится первыми впечатлениями Савгуров: «Все сбиваются в «комнаты» и постепенно аудитория разрастается до небольшой онлайн-конференции».
Ощущение, что ты утром приходишь в офис на кухню и за кофе обсуждаешь разные темы с интересными тебе людьми со всего мира, как будто они рядом и между делом за разговорами просят тебя передать им сахар или молоко.
Сам управляющий партнер Андрей Корельский подчеркивает, что ни в одной другой программе никогда раньше не было такого живого и доступного общения с известными люди в режиме «здесь и сейчас», как в «КлабХаусе». Удобство новой соцсети оценил и Касаткин. По его словам, это отличная площадка для получения новой информации, которая по сравнению с другими меньше всего отвлекает от работы.
Кого-то «КлабХаус» тронул своей «ламповостью». Как будто сидишь вечером в кресле у камина, под абажуром и ведешь спокойные и умные беседы с интересными людьми, говорит партнер Роман Бевзенко, который накануне впервые протестировал это приложение. Напоминает давно забытые, старые, добрые, дружеские посиделки на кухне, когда все обменивались новостями, соглашается с коллегой партнер Кирилл Саськов. Он уверен, что такой формат точно заслужит свою популярность и благодарную аудиторию. Плюс программа является отличным тренажером публичных выступлений, замечает уголовный адвокат Сергей Бадамшин: «Как во время выступлений заинтересовать слушателей и не наскучить им».
Приложение мне напомнило эстетику поздних 80-х: деревянный большой радиоприемник на ножках в доме моего дедушки, когда можно было крутить настройку длинных волн и поймать что-то совсем диковинное.
Отсутствие видеоформата в этой программе юристы считают плюсом. Исключена возможность застигнуть спикера без трусов, шутит управляющий партнер Евгений Шестаков. Да и вообще, когда собеседники тебя не видят, то общаться становится проще, уверена Александра Герасимова из . Хотя поначалу был определенный скепсис из-за того, что это исключительно аудиоформат, признается партнер Вадим Конюшкевич и тут же добавляет: «Со временем начинаешь понимать, что в этом и есть прелесть приложения».
Одним словом, Clubhouse – это «ТикТок» для старшей аудитории, поясняет советник по PR-коммуникациям КА Pen&Paper Андрей Райский: «Одновременно и подкаст, и своего рода реинкарнация LinkedIn».
Очень открытая и честная сеть. Уровень откровенности пока зашкаливает, а создать фальшивый образ в этой сети при текущем уровне прозрачности на порядок сложнее немых сетей. «Дурь каждого видна» почти сразу.
О чем тут общаются юристы
Правда, представителей российского юррынка там пока мало. Те, кто есть, подписываются в основном на своих знакомых и приходят на эту платформу по приглашениям коллег. Конюшкевича туда позвал Дениса Беляев из , с которым они часто трудятся по разные стороны венчурных сделок.
Первый отечественный юрист с тысячной аудиторией на «КлабХаусе», партнер ЮФ Юстерс Дмитрий Ерохин признается, что «френдится» со всеми, у кого в описании профиля есть слово «юрист». Бевзенко подписался на бывших коллег по ВАС и участников «Юрклуба» –интернет-форума для юристов, созданного еще в начале 2000-х годов.
Еще один вариант ведения странички в новой соцсети – подписываться на известных людей из разных сфер. Так, Корельский «зафолловил» бывшего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, телеведущего Ивана Урганта и других медийных личностей. Шестаков, помимо коллег, подписался на руководителя штаба Навального Леонида Волкова, блогера Илью Варламова и экономиста Сергея Гуриева. Огромное удовольствие погружаться в идеи и переживания известных представителей технических профессий, предпринимателей и журналистов, добавляет управляющий партнер Станислав Петров.
Есть стратегия еще проще. Управляющий партнер консалтинговой компании «Ком-Юнити» Павел Самсонов и вовсе при регистрации в приложении выбрал функцию подписаться на всех друзей из списка телефонных контактов, которые уже есть в «КлабХаусе»: «Не выбирал никого отдельно и не добавлял после».
Юридических комнат пока немного. Одна из самых популярных – Арбитражный суд Москвы: ежедневно больше сотни пользователей обсуждают там последние новости юридического мира и обмениваются мнениями о свежей судебной практике. В самом начале недели Шестаков устраивал беседу управляющих партнеров известных российских юрфирм. Юристы обсуждали будущее Legal Tech и особенности внедрения современных технологий в собственных компаниях. Поговорили и о проблемах безопасности в этом контексте.
Появляются и первые «узкоотраслевые комнаты». Старший юрист Deloitte Legal CIS Дарья Загребина рассказывает, что с коллегами из фарминдустрии в беседе Pharmafia договорились обсудить вопросы карьеры в этой сфере.
Как можно использовать в будущем эту платформу
Плюсов от новой соцсети для юристов много. В «КлабХаусе» можно устраивать «живые дебаты» по открытым вопросам, говорит управляющий партнер Михал Александров. А Бевзенко полагает, что эта платформа может стать заменой для конференций: «Все устали от презентаций, хочется просто слышать голос в хорошем качестве».
Уж точно пригодится «КлабХаус» и для проведения быстрых вебинаров. Не надо сложных ссылок, логинов и паролей, нажал кнопку и вещай на нужную тему, замечает Корельский: «Никаких скучных или, наоборот, ярких и отвлекающих от сути презентаций на экране, только голос и ораторские способности».
Для старших юристов-коллег – это прекрасная площадка для обмена мнениями, идеями и новыми знакомствами без формальностей. Для младших коллег – отличное место, чтобы развивать и совершенствовать ораторское мастерство.
При этом важно, что новая соцсеть убирает вертикаль в отношениях и переводит их в горизонтальную плоскость, где все равны и любой может спрашивать любого о чем угодно, подчеркивает уголовный адвокат Калой Ахильгов. Это позволяет молодым юристам в режиме реального времени получать ответы на сложные дискуссионные вопросы от именитых коллег.
Удобна такая площадка и для нетворкинга. Очень жаль, что она не появилась в русскоязычном сегменте в период локдауна, считает Конюшкевич: «Думаю, в этом случае приложение было бы еще более популярным». Никогда еще в одних и тех же чатах не собирались маститые журналисты-расследователи, пиарщики из госструктур, ведущие экономисты страны, музыканты, спортсмены и общественные деятели, рассуждает Райский. Спектр пользователей многогранен, а потому ценен.
Для юристов в сервисе открывается огромный перечень опций: от PR и поиска клиентов до рекрутинга и повышения собственных компетенций, утверждает Райский. По его мнению, новая соцсеть чем-то похожа на Петербургский международный юрфорум, но без галстуков и с куда большей вариативностью тем и участников. Главное сейчас – не потерять на хайпе то качество дискуссий, которое есть, предупреждает эксперт.
Чего еще ждут юристы от «КлабХауса»
Если резюмировать пожелания всех опрошенных юристов, то они будут рады появлению «комнат» на самые разные темы: от управления юрбизнесом до обсуждения политических вопросов. Бевзенко думает, что юридический сегмент «КлабХауса» сложится в сообщества по интересам: недвижимость, корпоративное право, налоги, экологическое право, фарма и прочее. При этом наверняка будут какие-то «курилки», где получится обсудить софт-скиллз, управление юрфирмой и текущие новости. Петров надеется, что появятся и корпоративные «комнаты»: «М-Логос», «Право.ру», «Закон.ру» и другие. А еще остро не хватает узкоотраслевых ситуативных «комнат» с известными коллегами в качестве спикеров, добавляет он.
Уже сейчас можно сказать, что конкуренция за аудиторию будет высокой, особенно в прайм-тайм, уверен Саськов. А Конюшкевич даже начал прорабатывать идеи о том, как новая соцсеть может быть полезна в бизнесе. Один из вариантов – создавать «комнаты» исключительно под поиск заказчика/исполнителя. Кроме того, управляющий партнер Александр Забейда ждет популяризации «закрытых комнат», где возможно будет «как на кухне, пообсуждать наболевшие вопросы, по большей части профессионального характера».
Не у всех столь оптимистичные прогнозы о будущем «КлабХауса». Управляющий партнер Руслан Коблев предполагает, что после начальной эйфории у пользователей произойдет спад популярности. Вряд ли юристы найдут свободное время на беседы в таком формате, а приложением завладеют «инфоцыгане» и продавцы всего для всех, опасается адвокат.
Да и такой уголок без цензуры Роскомнадзора имеет все шансы оказаться заблокированным на территории России за непозволительный дух свободы и качества поднимаемых тем, думает Райский. Его слова косвенно подтверждают новости последних дней. Это приложение предложил взять под контроль по аналогии с другими соцсетями в России первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов. Кроме того, Роскомнадзор потребовал от Clubhouse восстановить доступ к аккаунту журналиста Владимира Соловьева, которого забанили там сами пользователи своими жалобами.
А пока владельцам аккаунтов стоит быть внимательнее, поскольку правоохранителей уже ориентировали активно контролировать новую соцсеть, делится инсайдом управляющий партнер SZP Law Дмитрий Солдаткин.