Шпаргалки, прогулы, пятерки и двойки: как учились юристы
Рассказывает Алексей Артюх, партнер Taxology.
Сдавал сессию на 3 курсе досрочно. Предмет «Экологическое право», в который было напихано множество законов и кодексов. Перед Новым годом сдаю экзамен на кафедре, пишу тест. Преподаватель при мне проверяет и находит ошибку в ответе по Лесному кодексу. Я начинаю горячо возражать – ведь точно помню, что ответ правильный. А он мне в ответ: «Ваш ответ правильный по редакции, которая вступает в силу с 1 января, а сегодня и следующие 4 дня действует еще старая редакция, поэтому ответ неверный. Если бы сдавали сессию со всеми в январе – ситуация была бы другой».
Другая поучительная история была на экзамене по общей части гражданского права. Учил до утра и совсем не спал. Ответ не вполне удовлетворил экзаменатора, и она попросила прочесть две соседних статьи в главе о сделках и объяснить их отличие в применении. Но я не смог даже прочесть – буквы скакали перед глазами от стресса и усталости. Преподаватель предложил выбор: «четверка» или пересдача. Выбрал второе, в итоге сдал на «отлично». Но с тех пор, независимо от подготовки, минимум 4-5 часов сна перед экзаменом были обязательны.
И еще одна история – из экзаменов в Германии. Сдавал устный немецкий на языковой сертификат для обучения в университете. После беседы экзаменаторы спросили, знаю ли я, что такое kneipe [с нем. «пивнушка» или «бар» – Право.ru]. После моей удивленной реакции, мол, как можно такое не знать, один из экзаменаторов строго посмотрел и сказал: да это же те самые русские студенты из Сибири – конечно, это первое слово, которое они выучили!
Рассказывает Давид Кононов, руководитель практики «Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг» ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры.
Помню, в студенческое время пришел на пары после того, как погулял на свадьбе у друзей. Свадьба была в середине недели, и на следующий день болела голова.
Была лекция по гражданскому праву, на которой я принял решение, максимально полезное для учебы в сложившейся ситуации – я, конечно, положу голову на парту, но буду предпринимать все усилия, чтобы слушать лекцию.
В общем, я уснул.
Посреди сна слышу, как преподаватель монотонным голосом восьмой раз повторяет вопрос: «Какие есть три составляющие права собственности?».
Удивляясь, что все молчат, поднимаю голову. Щека повторяет рисунки и молнию на портфеле, а в голове высекаются голосом преподавателя слова. Произношу следующее: «Ну господа? Ну вы чего? Права пользования, владения и распоряжения, в конце концов. Вы это специально для меня, что ли, не отвечали?».
Дальше – тоже на автомате – опять проваливаюсь в сон. И тут голос преподавателя: «Вот, посмотрите, даже в таком состоянии человек знает ответ».
Рассказывает Владимир Ефремов, партнер Арбитраж.ру.
После неуверенного ответа на семинаре о структуре нормы права преподаватель по конституционному праву, сенатор Андрей Клишас, сказал мне 150 раз написать от руки понятия гипотезы, диспозиции и санкции.
Ситуация напоминала начало заставки из мультсериала «Симпсоны» [каждый раз в заставке новой серии школьник Барт пишет на школьной доске мелом какую-то фразу в качестве наказания после уроков – Право.ru] и поначалу показалась даже забавной, но на самом деле это оказалось довольно невесело и надолго отложились в памяти.
Рассказывает Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК Варшавский и партнеры.
Очень часто пары ставили на субботу, причем с самого утра.
В этот раз ранним субботним утром должны были быть лекции по валеологии – науке о здоровье. Несколько странный для юристов предмет, но тем не менее в учебной программе он был.
Почему-то преподаватель сильно задерживался. Группа студентов вспомнила неформальное студенческое правило о том, что с пары можно уйти, если преподаватель опаздывает более, чем на 15 минут. Мы решили провести время более полезно, как нам тогда показалось, и отправились в кинотеатр на премьеру фильма «Игры разума». Фильм меня не увлек, и я уснул в кинозале.
В понедельник выяснилось, что лекции все-таки состоялись, и кто-то из студентов их дождался. А тем, кого не было, поставили пропуски. Курс был небольшим по продолжительности и оканчивался зачетом. Преподаватель охотно ставила «автоматы» всем, кроме тех, кто пропустил субботние лекции.
В конечном итоге ни фильм не посмотрел, ни автомат не получил – пришлось готовиться и сдавать зачет.
Рассказывает Кирилл Коршунов, старший юрист АБ КИАП.
На первом курсе я писал курсовую декану нашего факультета. Курсовая была про современные подходы к понятию «демократия». Перед защитой декан предупредил, чтобы я был готов объяснить, какой из подходов лучше. Я долго думал, что же ответить, ведь у каждого подхода были свои плюсы и минусы.
Буквально за 20 минут до защиты я придумал, как быть. В конец презентации я добавил один слайд, но не показывал его сразу.
Когда декан спросил: «Так какой же подход к демократии лучше?», я показал ему этот слайд. На этом слайде были мужские плавки кислотного цвета, как в фильме «Борат» – и шуба. Я предложил декану выбрать что-то из этого. Он сказал, что не может, поскольку выбор зависит от того, что он собирается делать: если плавать – возьмёт плавки, если нужно зимой пойти на улицу – тогда шубу.
Это был именно тот ответ, который я и ожидал! На это я ответил что-то в духе: «Вот и с выбором оптимального подхода к демократии такая же проблема. Все зависит от того, что мы хотим видеть». И объяснил свою позицию на конкретных примерах.
Шалость удалась, защитился на «отлично».
Рассказывает Михаил Иванов, партнер юридического бюро «Григорьев и партнеры» .
Помню, сдавал я как-то экзамен по финансовому праву. Подготовился, написал. Не то чтобы идеально, но вполне достойно – уверенно на 4 можно рассчитывать. Прихожу на следующий день и вижу «Неуд». Думаю – что такое? Иду к преподавателю, и он мне: «Ой, ваша работа? Ну да, хорошая работа, но на сегодня лимит положительных оценок исчерпан. Нужно же ставить кому-то двойки».
И никакие аргументы по финансовому праву не помогли. Пошел на пересдачу. Ну потом, слава Фемиде, благополучно всё сдал.
Рассказывает Юлия Литовцева, партнёр «Пепеляев Групп».
До сих пор удивляюсь, как это было возможно – совместить очное обучение на юрфаке МГУ с воспитанием грудного сына. Наверное, только потому, что под его матрац для выравнивания поверхности я положила бюллетени Верховного Суда, тогда еще СССР.
А поскольку с мужем мы учились в одной группе, то экзамены наступали в одни и те же дни. Обычно преподаватели шли навстречу и позволяли мне сдавать экзамены досрочно. Попросила и в этот раз. Но знаменитый профессор Олег Лейст, автор знаменитого «кирпича» под названием «История политических и правовых учений», был непреклонен.
В итоге на его экзамен мы пришли втроем, всей семьей. Сердце профессора дрогнуло, когда он увидел нашего сына в коляске возле аудитории, и узнал причину моей просьбы. В итоге я сдавала экзамен первой и за смелость получила желанную оценку. Кем еще после этого мог стать наш сын? Только юристом!
Снова рассказывает Кирилл Коршунов, старший юрист АБ КИАП.
Второкурсники пугали нас экзаменом по конституционному и муниципальному праву. Я подготовился, но все равно запасся шпаргалками. Тогда у меня был еще кнопочный телефон, поэтому шпаргалки были традиционными – написанные на листах и распиханные по всей одежде.
Тяну билет и сажусь готовиться. Первый и третий вопросы я расписал хорошо, все знаю. Второй вопрос я в целом знал, но мне казалось, что нужно больше. Я вспомнил про «шпору». Очень аккуратно достаю ее. Нахожу нужный вопрос, а там ничего интересного! Я гораздо больше написал. «Ну ничего, отвечу как есть. Главное, что не спалили», – думаю я.
Тут преподаватель говорит, что ему нужно на минутку выйти. Я понимаю, что это идеальный шанс избавиться от «палева». И как только я достаю шпаргалку, преподаватель решает заглянуть обратно в кабинет и застает меня прямо с ней в руке.
Сначала он сделал вид, что ничего не заметил. Но когда дошла моя очередь, он гонял меня и в хвост, и в гриву даже по тем вопросам, по которым я был готов. Впрочем, это мне не помогло, и в итоге я отправился на пересдачу.
После этой ситуации я решил, что никогда не буду списывать. С чем пришел на экзамен, с тем и отвечай.