Юрист
10 сентября 2021, 22:14

Налоги, приватизация и банкротство контрагента: чем рискует бизнес в 2021-м

Бизнес — это не только прибыль, но и большие риски. Работа юриста же заключается в том, чтобы эти риски проанализировать и выявить, высказал мнение модератор Юридического форума юга Юрий Пустовит. О том, как нужно это делать, поговорили участники тематической сессии.

«Все право — это одна большая система правил распределения рисков между разными субъектами. А мы, как юристы, должны эти риски анализировать и сводить их к нулю там, где это возможно», — такими словами открыл тематическую сессию форума ее модератор, управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит.

ФНС: ужесточение курса

Первым в рамках сессии выступил управляющий партнер Tax Compliance Михаил Бегунов, который обозначил основные направления работы ФНС по выявлению и предотвращению налоговых правонарушений в 2021 году.

Он напомнил, что с 1 июля этого года расширились полномочия инспекций на аннулирование деклараций. Кроме того, ФНС выпустила долгожданное письмо, в котором разъяснила правила применения ст. 54.1 НК (норма устанавливает критерии необоснованной налоговой выгоды). В этом письме ведомство, с одной стороны, подтвердило невозможность учета операций при отсутствии реальности, а с другой — допустило налоговую реконструкцию.

Примечательно, что в 78% спорах о применении ст. 54.1 НК суды встают на сторону ФНС. При этом в общей сложности в пользу налоговых органов разрешается около 80% споров.

Михаил Бегунов, управляющий партнер Tax Compliance

В ходе своего выступления Бегунов также отметил повышение результативности налоговых проверок, усиление контроля за физлицами и активную работу ФНС по привлечению КДЛ к «субсидиарке» в делах о банкротстве компаний с налоговыми недоимками.

Итоги приватизации под угрозой

В последнее время государство все чаще пытается оспорить итоги приватизации, обратил внимание присутствующих управляющий партнер «Вестсайд» Сергей Водолагин. В качестве примера он привел несколько дел, связанных с «отобранием» скважин.

В таких делах суды признают заявление о сроках исковой давности злоупотреблением правом и стирают границы между виндикационным иском, срок исковой давности по которому три года, и негаторным иском, у которого нет срока исковой давности.

Сергей Водолагин, управляющий партнер «Вестсайд»

Стройка под запретом

После Водолагина выступила Вероника Величко из юрфирмы Avelan. Она подробно остановилась на проблемах, касающихся зон с особыми условиями использованиями (ЗОУИТ). Ст. 105 Земельного кодекса устанавливает 28 различных видов ЗОУИТ, напомнила спикер. К ним, в частности, относятся санитарно-защитные, водоохранные, приаэродромные, охранные зоны парков и другие. В настоящее время в ЕГРН есть информация о более чем 800 000 таких зон.

Главная проблема в том, что режим ЗОУИТ предполагает серьезные ограничения по строительству. Причем некоторые из таких зон, по словам Величко, практически невозможно выявить заранее. К примеру, санитарно-защитные зоны или зоны, которые были установлены прошлым законодательством. «ЗОУИТ сложно учитывать при проверке земельных участков, а их поиск и анализ требуют высочайшей квалификации юристов», — подчеркнула Величко.

Интеллектуальная собственность vs маркетплейсы

Следующий спикер, партнер юрфирмы «Косенков и Суворов» Константин Суворов, остановился на довольно узком вопросе — нарушении прав интеллектуальной собственности в электронной коммерции. За пандемийный год популярность маркетплейсов выросла в разы, а вместе с ней и количество нарушений.

В такой ситуации правообладатели, естественно, ринулись в суды. В качестве ответчиков они выбрали маркетплейсы и промахнулись.

Константин Суворов, партнер юрфирмы «Косенков и Суворов»

Маркетплейсы — это агрегаторы информации о товарах. Они будут отвечать солидарно с продавцом, только если откажутся содействовать в прекращении нарушения. К такому выводу совсем недавно пришли АСГМ и АС Московской области, рассматривая иски против Ozon и Wildberries, соответственно. Эта позиция устояла в апелляции и, по прогнозам Суворова, скоро будет закреплена на уровне Суда по интеллектуальным правам.

Снижаем риски

От обсуждения рисков участники сессии плавно перешли к способам их минимизации. Ольга Жданова, партнер INTELLECT, дала несколько советов, как защитить себя от оспаривания сделок в случае банкротства контрагента. Самое главное, по словам эксперта, — убедиться в реальности сделки. Помимо этого, важно правильно заполнять первичные документы, избегать взаимозачетов и оплат на третьи лица.

В свою очередь, Сергей Шорин из юркомпании «Пепеляев Групп» остановился на одном универсальном механизме, который позволяет обеспечить интересы обеих сторон в сделке. Эксперт посвятил свое выступление условному депонированию (эскроу). Он сразу оговорился, что сводить этот инструмент исключительно к долевому строительству неправильно. Возможная сфера его применения гораздо шире.

Когда продавец и покупатель не полностью доверяют друг другу, возникает подвешенное состояние: кто из них должен сделать первый шаг? Условное депонирование как раз позволяет решить эту проблему «первого шага».

Сергей Шорин, руководитель группы по слияниям и поглощениям юркомпании «Пепеляев Групп»

Причем, если изначально эскроу-агентом мог фактически выступать только банк, то сейчас российское законодательство не содержит такого ограничения. Независимой третьей стороной может быть, в частности, юрист, адвокат, юридическая фирма, нотариус. В Германии, к примеру, только в половине случаев эскроу-агентом выступает банк, в остальных 50 % — адвокаты и нотариусы, поделился статистикой Шорин. «Мы, как юристы, тоже могли бы оказывать дополнительную услугу нашим клиентам и выступать гарантом исполнения сделок», — обратился эксперт к участникам форума.