Судьи
23 сентября 2021, 16:56

Председатель без мантии и слишком добрый судья: на что жаловались в ВККС

В четверг Высшая квалифколлегия рассмотрела четыре судейские жалобы, две из них касались досрочного лишения полномочий. Решение местной ККС пытался оспорить председатель Октябрьского районного суда Краснодара, которого оставили без мантии после коррупционного скандала, и пермская судья Алевтина Тарабасова. Ее «погубила» излишняя доброта: она оправдала врача, который сел за руль пьяным. Но ей удалось переубедить ВККС и вместо прекращения полномочий она получила предупреждение.

Оправдала своего врача

Алевтина Тарабасова сначала работала следователем, потом почти 7 лет была помощником судьи и в августе 2010 года получила «судейское» назначение в Добрянский районный суд Пермского края. Специализировалась судья на уголовных делах. Тарабасова стала известна сразу по нескольким громким делам. Одно из них — об изнасиловании бизнесменом собственной дочери. В комментариях СМИ представители краевого следственного управления говорили, что вину отца подтверждает заключение генетической экспертизы. Несмотря на это, в феврале 2015 года Тарабасова вынесла оправдательный приговор. С этим не согласилась прокуратура, она обжаловала решение судьи в апелляции. Там отменили приговор и вернули дело на новое рассмотрение иным составом райсуда. В итоге уже другой судья приговорил насильника к восьми годам колонии строгого режима. 

Но вопросы у краевой квалифколлегии к ее работе возникли позже и из-за других дел. Все началось с того, что в местную ККС обратился Совет судей Пермского края, который просил привлечь Тарабасову к дисциплинарной  ответственности. 

В решении квалифколлегии сказано, что она «произвольно оценивала фактические обстоятельства дел, игнорировала нормы действующего законодательства и недобросовестно исполняла свои профессиональные обязанности». Поэтому 18 мая 2021 года ККС Пермского края досрочно прекратила полномочия Тарабасовой. 

На заседании ВККС представитель ККС Пермского края Олег Попонин рассказал об одном из дел, в котором судья, по их мнению, допустила нарушения. В прошлом году она рассмотрела дело о лишении врача прав за пьяную езду. Действия водителя квалифицировали по ст. 12.8 КоАП («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения»). Мировой судья лишил медика прав на 1 год и 7 месяцев и оштрафовал на 30 000 руб. А Тарабасова это решение отменила и прекратила производство по делу (дело № 12-104/2020). В последующем ее акт отменила кассация. По данным местной квалифколлегии, Тарабасова знала врача и даже лечилась у него.

Попонин сказал, что ККС не оценивает само решение судьи. Но при рассмотрении этого и других споров она «нарушила фундаментальные принципы закона». Например, по делу врача вынесла не решение, а постановление. А еще судья затягивала процессы, ошибалась с порядком зачета срока содержания под стражей, не вовремя сдавала уже рассмотренные дела. А когда исполняла обязанности председателя райсуда, напутала дату поступления больше 40 дел и вручную распределяла споры между судьями, а не автоматически, как положено.  

Тарабасова признала, что в ее работе были ошибки, но дисциплинарное наказание считает слишком суровым. Раньше замечаний к ней у ККС не было, а сами участники процессов на нее ни разу не пожаловались. «За время профессиональной деятельности я показала себя как квалифицированный и добросовестный работник», — уверяла судья. 

— Мой отец был судьей, соответственно, работать судьей — это была моя мечта детства. Я очень любила и люблю свою работу. Другой работы я не знаю и не представляю. Очень обидно, что спустя почти 18 лет в судебной системе со мной так поступили. Прошу восстановить меня в должности, — просила Тарабасова

«Неумышленные судебные ошибки не могут расцениваться как недобросовестность судьи, поэтому досрочное прекращение полномочий — это слишком жесткое наказание», — подтвердила представитель судьи Наталья Турунцева. После совещания ВККС удовлетворила жалобу частично, смягчив наказание с досрочного прекращения полномочий до предупреждения.

Председатель без мантии

Геннадий Байрак с 1997 года работал в Октябрьском районном суде Краснодара. В 2008 его назначили на должность зампреда, а спустя семь лет — на пост главы «родного» райсуда. В марте 2021 года он оказался в центре коррупционного скандала. Его задержали сотрудники ФСБ при получении крупной суммы — более 2 млн руб. По словам адвоката судьи Анатолия Резникова, это долг, которые вернули знакомые председателя. 

Якобы сначала они не спешили возвращать деньги и Байрак написал исковое заявление от имени адвоката о взыскании со знакомых средств за оказанные юридические услуги, которых на самом деле не было. В иске он запросил обеспечительные меры: арест на дом, принадлежавший знакомой семье. Только когда на недвижимость наложили арест, должники с ним рассчитались. В СКР же говорят, что никакого долга у потерпевших перед Байраком не обнаружилось. Просто судья считал, что приятели должны ему за помощь с оформлением наследства на дом, хотя это было больше 20 лет назад. 

В конце марта председатель СРК Александр Бастрыкин попросил у Высшей квалификационной коллегии судей согласия на возбуждение уголовного дела и ВККС его дала. Судья попытался оспорить это решение в Верховном суде, но безуспешно. А в конце мая ККС Краснодарского края лишила председателя полномочий. Тогда Байрак пошел обжаловать в ВККС акт региональной квалифколлегии. 

Сам он на заседание в ВККС не пришел, выступал его представитель Самвел Караханян. Он рассказал, что за 27 лет в должности судьи у его доверителя не было ни одного частного представления. 

— Он оступился, никто с этим не спорит. Но давайте позволим состояться приговору и в зависимости от него будем принимать решение [о прекращении полномочий]. Пока нет приговора, он считается невиновным, — сказал Караханян.

Представитель Байрака указывал и еще на одно обстоятельство. На заседании ККС его доверителя не было по объективным причинам, он находился в больнице. Но дисциплинарное производство рассмотрели без него. Диана Беляк, представитель ККС Краснодарского края, рассказала, что судью неоднократно приглашали на заседания ККС и каждый раз его госпитализировали. «А после того как проходило заседание, он выходил из медицинского учреждения и свободно передвигался», — подчеркнула  Беляк. В итоге после совещания ВККС оставила жалобу Байрака без удовлетворения. 

Замечание и «классность»

В ВККС пожаловалась и Елена Гусева, судья Центрального районного суда Волгограда. Она не согласна с привлечением к дисциплинарной ответственности. 28 мая этого года местная ККС сделала ей замечание за волокиту. Известно, что на судью пожаловались следователи из Следственного управления по Волгоградской области. Сама же Гусева считает, что квалифколлегия не учла ее нагрузку, а еще то, что она работает без секретаря. Но Высшая квалификационная коллегия решение ККС оставила без изменения.

В этот же день ВККС рассмотрела еще одну судейскую жалобу, связанную с итогами квалификационной аттестации. Мария Галюкова с 2010 года работала мировым судьей, потом перешла в Центральный районный суда Челябинска, ее назначили судьей на неограниченный срок. С марта 2018-го она находится в шестом квалификационном классе. В мае этого года ККС Челябинской области провела очередную квалификационную аттестацию судей и решила оставить  Галюкову в прежнем классе. С этим решением судья не согласилась и обратилась в ВККС. Ее жалобу оставили без удовлетворения.