Сейчас 90% российских бизнесменов — генеральные директора своих компаний, которые приносят большую прибыль, рассказал Александр Аронов, управляющий партнер КА . Это плохо: чтобы ограничить риски и ответственность руководителя, нужно правильно выстроить работу. Делегировать полномочия, правильно оформить, кто и за какой фронт несет ответственность.
Не надо думать, что если вы назначите директором кого-то еще, то потеряете компанию.
Бенефициар не должен быть топ-менеджером в своей фирме, «слишком легко подставиться», подтвердил Игорь Мельников, советник КА . Потому что если вы менеджер, к вам могут подать любой иск о взыскании убытков. И тогда будет достаточно доказать, что вы действовали недобросовестно или неразумно. А если вы просто контролирующее лицо, нужно доказывать еще и то, что вы непосредственно влияли на принятие решений.
Станислав Петров, руководитель банкротной практики , дал ряд рекомендаций для профилактики привлечения топ-менеджера к субсидиарной ответственности. Эксперт советует проводить предбанкротный аудит. Это нужно делать в случаях, если доходы компании снизились, а долговая нагрузка увеличилась. «Если признаки банкротства есть, лучше подать заявление в суд», — заявил эксперт. Также такой аудит позволит провести «работу над ошибками» и перераспределить ответственность между сотрудниками, даже если до банкротства еще далеко.
Проявляйте повышенную осмотрительность, говорит Петров. Если есть какие-то договоры, неплохо было бы заручиться подтверждением их стоимости, например, привлечь к оценке сторонних специалистов. Никогда нельзя оставлять судебные процессы без внимания, нужно проявлять инициативу. Если есть возможность взыскать долги через суд, надо взыскивать, особенно если тучи над бизнесом сгущаются. Страхование ответственности пока не слишком распространено в России, но этот институт, по мнению эксперта, «весьма перспективен».
План выхода из кризиса тоже не будет лишним. Для признания такого плана обоснованным его стоит утвердить на собрании и подготовить финансово-экономическое заключение с обоснованием исполнимости плана, разослать его кредиторам и предоставить какое-либо обеспечение его исполнения.
Нужно доказывать, что план — это не фикция, а реальность, к которой менеджмент будет стараться прийти.
«Сохраняйте важные email и переписку в мессенджере, и важно это делать сейчас, а не потом. Если чувствуете, что происходит что-то не то, лучше это зафиксировать», — посоветовал Семен Шевченко, руководитель уголовно-правовой практики КА . И, конечно, надо быть аккуратным с документами и не подписывать их не глядя.
Эксперт рассказал о случае, когда один член совета директоров, юрист по образованию, высказывал свои сомнения и внимательно следил за тем, чтобы его возражения вносились в протокол. Когда компания неудачно инвестировала в девелоперский проект и начали искать виновных, замечания позволили быстро убедить следователя, что привлекать этого члена совета в качестве обвиняемого смысла нет.
Раскрытие информации — лучший друг топ-менеджера, заявил Мельников. Нельзя скрывать информацию о совершенных сделках, иначе это могут использовать против вас в рамках корпоративного конфликта.
Дмитрий Жарский, директор экспертной группы Veta, на примере конкретных кейсов рассказал об экономической экспертизе, которую можно использовать в качестве инструмента проверки условий сделок и определения размера убытков. В одном из дел материнская и дочерняя компании заключили договор аренды имущества, который был невыгодным по мнению миноритарного акционера. «Мы провели анализ финансового состояния должника и оценили «рыночность» условий договора, а потом вычли из него реальную цену соглашения, получив таким образом размер убытков», — рассказал Жарский.
В конце сентября и начале октября Право.ru проведет множество интересных мероприятий. Вот ближайшие из них:
28 сентября — Защита информации и персональных данных в 2021 году.
30 сентября — Налоговая политика и налоговые споры.
13 октября — Девелопмент и строительство: правовые вопросы.
19 октября — Семейное и наследственное право: законодательные изменения и актуальная практика.