Из юристов в известные писатели: история Джона Гришэма
Как все начиналось
8 февраля 1955 года в Америке (город Джонсборо, штат Арканзас) в семье Джона и Ванды Гришэм родился второй сын, которого назвали в честь отца.
Джон Гришэм-старший был строителем и фермером, а мать — домохозяйкой. Второго сына назвали в честь отца, всего в семье было пятеро детей. В детстве мальчик хотел стать бейсболистом, но бросил играть в 18 лет. Тогда в игре противник специально метнул мяч, чтобы попасть в Гришэма и травмировать его. Мяч едва не попал, а ведь мог причинить серьезный вред.
В подростковые годы Гришэм много работал: он был помощником садовника и сантехника, помогал строить заборы, клал асфальт. У родителей Гришэма не было образования, но мать настаивала на том, что мальчик должен учиться. Будущий писатель сменил три колледжа, прежде чем выпуститься. В 1977 году он получил диплом бакалавра по специальности «Бухгалтерский учет», а позже отучился на юриста в Университете штата Миссисипи.
Изначально он планировал быть налоговым юристом, но эта отрасль показалась ему слишком сложной. Гришэм стал работать адвокатом и заниматься уголовными делами и исками о вреде здоровью. В 1984 году, когда будущий писатель работал в суде округа Де-Сото, он услышал показания двенадцатилетней жертвы изнасилования. Юрист заинтересовался рассказом девочки и стал изучать материалы дела. Так у Гришэма родилась идея первого романа «Пора убивать». Он взял для сюжета показания девочки, но додумал, что случилось бы, если бы отец жертвы решил отомстить насильникам.
Развитие карьеры
Первый роман Гришэма «Пора убивать» был опубликован в 1989 году. Печатать книгу отказались 28 издательств, но малоизвестная компания «Винвуд Пресс» все-таки издала роман пятитысячным тиражом. Это не принесло популярности и денег, поэтому Гришэм продолжил работать юристом и писать книги в свободное время. Зато роман «Фирма», который вышел в 1991 году, имел оглушительный успех. Он вошел в список бестселлеров журнала The New-York Times и уже через пару лет был экранизирован с участием Тома Круза.
Как только книга была написана, все начало меняться. Я бы не назвал это случайностью, но такого точно не планировал. Об этом я даже не мечтал.
После «Фирмы» Гришэм написал романы «Дело о пеликанах», «Клиент», «Камера», «Золотой дождь», «Вердикт» и иные. Последовали и другие экранизации. В известной кинокартине «Дело о пеликанах» главные роли сыграли такие звезды кино, как Джулия Робертс и Дензел Вашингтон.
Гришэм признается, что внезапный успех принес ему не только положительные эмоции, но и стресс. До популярности семья писателя — он, жена, двое детей — жили обычной жизнью. После выхода второй книги поклонники буквально атаковали автора, пытаясь с ним познакомиться и подружиться. Но писатель продолжал жить тихой и спокойной жизнью в провинции. У него узкий круг общения, и он не стремится переехать в Голливуд или Нью-Йорк.
После выхода романа «Фирма» Гришэм перестал работать адвокатом. Исключением для него стал 1996 год. Тогда он выступил защитником семьи железнодорожника, погибшего на производстве. По решению суда клиенты Гришэма получили $683 500. Это самая крупная компенсация в его юридической карьере. В том же году на экраны вышел фильм «Пора убивать» по мотивам первой книги Гришэма, кинокартина стала номинантом премии «Золотой глобус».
Романы Гришэма перевели на 42 языка, издали многомиллионными тиражами и продолжают экранизировать. В общей сложности автор написал больше 40 работ. 19 октября 2021 года у него вышла новая книга «Блюстители», в центре сюжета которой судья — серийный убийца.
Что Гришэм говорит о своем творчестве и как реагирует на критиков
Хотя книги Гришэма популярны, критики к ним относятся неоднозначно. Но писатель считает, что рецензиям нельзя уделять слишком много внимания.
Я примирился с литературными критиками очень давно. Они были довольно суровы с первыми двумя или тремя книгами. Нельзя позволять им диктовать то, что ты придумываешь. Моя цель — писать книги, которые понравятся аудитории, принесут удовольствие и развлекут читателей.
Автор признает, что его произведения — не «высокая литература», а популярная беллетристика. Он не стыдится этого, а лишь надеется, что пишет тексты высокого качества. «Мне гораздо больше нравится продавать книги, чем получать хорошие отзывы», — говорит он.
Из адвоката в писатели: как образование и опыт помогают писать книги
Гришэм признается, что юридическое образование и практический опыт внесли вклад в его успех: «Я не думаю, что стал бы писателем, если бы не был юристом. Я никогда не мечтал стать писателем, не учился этому, не ходил на курсы творческого письма».
Он считает, что подготовка для автора юридических триллеров очень важна: юристы знают терминологию, теорию и правила процесса. Если специального образования нет, очень просто ошибиться. «Когда я читаю юридические триллеры или судебные драмы, написанные неюристами, всегда замечаю отсутствие подлинности. По первым десяти страницам можно сказать, писатель юрист или нет. Один неудачный термин, одно слово не к месту, и я думаю: «Подождите-ка, все не так», — делится Гришэм.
Книга в год, семь утра и крепкий кофе: правила работы Гришэма
Свои первые книги «Пора убивать» и «Фирма» Гришэм написал за пять лет. Пока автор сочетал занятия литературой и работу юристом, он писал с пяти до семи утра, а потом шел в суд. «Я помню, как был в суде в девять часов утра уже очень уставшим, потому что писательство отнимает много сил», — вспоминает он.
Когда он бросил работу юристом, то взял за правило писать один большой юридический триллер в год. В свободное от писательства время юрист воспитывал детей и тренировал бейсбольную лигу. Когда дети выросли, у Гришэма появилось больше времени. Тогда он задумался, сможет ли написать книгу на другую тему. С начала 2000-х годов у Гришэма появились книги о спорте и детские книги, в том числе серия детских детективов про Теодора Буна.
Основную известность автору по-прежнему приносят юридические триллеры. Чтобы написать такой, Гришэму нужно полгода — с 1 января по 1 июля. Когда книга закончена, нужно еще шесть недель, чтобы ее вычитать и отредактировать, и это, по словам автора, нелюбимая часть работы. Потом роман уходит в печать, обычно это происходит в конце октября. Даты выбраны неслучайно: издатели любят выпускать большие книги под католическое Рождество.
Когда работа над юридическим триллером окончена, Гришэм берется за детские или спортивные книги.
Я пишу каждое утро с семи утра до полудня, пять дней в неделю. Очень дорожу этими ранними часами с крепким кофе и большим пустым экраном. У меня есть возможность придумывать истории и развлекать людей. Мне очень повезло, что я могу это делать, и в ближайшее время не планирую снижать темпы работы.
Чем еще занимается писатель
Гришэм состоит в совете директоров проекта «Невиновность». Его цель — оправдать несправедливо осужденных с помощью анализа ДНК и изменить систему уголовного правосудия в США, чтобы предотвратить несправедливость в будущем.
Писатель рассказывает, что эта работа вызывает привыкание: «Ты проникаешься историями клиентов. Ты понимаешь, что они невиновны, но они провели 20 или 30 лет в тюрьме за чужое преступление, и поэтому несправедливость — это то, что до сих пор не дает мне покоя. Это бесконечная борьба, которую, надеюсь, я буду вести до конца своей жизни».
Юристы проекта «Невиновность» сумели добиться оправдания 375 несправедливо осужденных человек.
Свободный сокращенный перевод статей John Grisham on Judges, Innocence and the Judgments He Ignores и Master of the Legal Thriller с дополнениями.